Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Повстанцы в России включаются в глобальный джихад

© РИА Новости / Перейти в фотобанкС.Радуев со своими сторонниками во время митинга в Грозном
С.Радуев со своими сторонниками во время митинга в Грозном
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Складывается впечатление, что исламские повстанцы на российском Северном Кавказе перестают быть местным сепаратистским движением и становятся частью глобального джихада или священной войны. Ее цели и пропаганда свидетельствуют о связях за пределами страны, и оттуда же поступает финансовая помощь.


Москва. Складывается впечатление, что исламские повстанцы на российском Северном Кавказе перестают быть местным сепаратистским движением и становятся частью глобального джихада или священной войны. Ее цели и пропаганда свидетельствуют о связях за пределами страны, и оттуда же поступает финансовая помощь. 

В феврале самый разыскиваемый в России чеченский боевик Доку Умаров на одном из таких сайтов поклялся перенести свои действия с населенного преимущественно мусульманами Северного Кавказа в центральную часть России и устроить там джихад, сея хаос и разрушения.

Его заявление последовало за эскалацией насилия в течение прошлого года в виде роста числа покушений на представителей власти с использованием обычного оружия, а также террористов-смертников в горной части Северного Кавказа – особенно в Чечне, где с середины 1990-х годов были развязаны две войны, а также в прилегающих к ней Ингушетии и Дагестане.

Местные мусульманские лидеры и боевики называют друг друга нечестивыми и преступниками. Однако после долгих лет подавления религии в Советском Союзе и те, и другие приветствуют возрождение мусульманской веры, о чем свидетельствуют построенные новые мечети, финансируемые государством поездки для совершения хаджа в Мекку, а также растущий интерес к арабскому языку.

По мнению сотрудника правозащитной организации «Мемориал»  Александра Черкасова, который течение 15 лет внимательно следит за событиями на Северном Кавказе, в прошлом повстанцы хотели отделиться от России, и эта борьба за независимость началась еще 200 лет назад. Однако теперь они находятся под влиянием идей джихадизма – то есть глобальной войны против так называемых «врагов ислама».

«Частично это объясняется внутренними причинами. Коррупция заставляет многих искать то, что они называют настоящим исламом, однако политический ислам, распространяемый при  помощи финансовой поддержки из-за рубежа, а также самими повстанцами, несомненно, играет здесь определенную роль», заявил он в интервью Reuters.

Связи с Аль-Каидой?

По заявлению российских властей, в начале февраля в Дагестане был убит оперативник Аль-Каиды и египетский боевик Мохмад  Мохамад Шахбан (Makhmoud Mokhammed Shaaban), который, по данным ФСБ, руководил подготовкой нескольких террористических актов с применением взрывчатки.

Огромное количество сайтов, имеющие отношение к повстанцам, размещают видео «мучеников». Еще пять лет назад ничего подобного и в помине не было. Героями этих видео выступают по большей части местные жители. Они снимаются на фоне кавказских флагов и распевают молитвы на арабском языке, перед тем как выполнить свою миссию смертника.

В прошлом году публичные заявления о поддержке Доку Умарова, а также других лидеров кавказских боевиков поступили от главного наставника Аль-Каиды Шейха Абу Мухаммада аль-Макдиси (Sheikh Abu Mohammad al-Maqdisi) из Иордани.

Представители американской разведки заявляют о том, что Макдиси является главным учителем в области джихада, и он оказывает более заметное влияние на исламистскую идеологию, чем такие известные боевики как Усама бен Ладен и Айман аль-Завахри (Aiman al-Zawahri).

В открытом письме к Умарову в прошлом году, которое было размещено на неофициальном исламистском сайте, Макдиси заявил о том, что он «с огромным удовольствием подчеркивает совпадение взглядов с кавказскими моджахедами, оказывает им покровительство и поддержку».

По данным некоторых политических аналитиков, лидер боевиков Александр Тихомиров, получивший настоящее религиозное образование и взявший себе имя Саида Бурятского в честь его родной Бурятии, расположенной в Сибири, долгое время проходил подготовку для участия в джихаде в Египте, где он в совершенстве овладел арабским языком.

Бурятский взял на себя ответственность за проведение самого крупного террористического нападения  на Северном Кавказе за последние пять лет, которое было совершено в августе прошлого года.  Тогда боевик-смертник подорвал бомбу, в результате чего погибли по меньшей мере 20 человек и были ранены 138 в одном из отделов милиции в Ингушетии.

Кристофер Лэнгтон (Chrostopher Langton) из  Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) в Лондоне заявил в интервью Reuters, что «джихаддизм» на Северном Кавказе «получает подпитку» частично за счет своих связей с Афганистаном и Ближним Востоком. Эти связи представляют собой смесь контрабанды, торговли, а также деятельности исламских неправительственных и благотворительных организаций.

Представители ФСБ, которая ранее именовалась КГБ, уже давно говорили о том, что повстанцы поддерживают связи с Аль-Каидой, хотя региональные лидеры это отрицали.

«Мы установили наличие огромного по своим объемам финансирования из Афганистана и Пакистана», подчеркнул глава группы ветеранов элитного подразделения КГБ Сергей Гончаров.

Тактика изоляции

Однако критики Кремля утверждают, что правительство обвиняет Аль-Каиду для того, чтобы скрыть свою ответственность за бедность и коррупцию на местном уровне, которая также способствует тому, что молодые люди становятся сторонниками экстремизма.

«Москва хочет разработать какую-то специальную программу для Северного Кавказа и изолировать его от остальной России», подчеркнул в интервью Reuters президент расположенного в Вашингтоне исследовательского фонда Jamestown Foundation.

Региональные лидеры часто принижают масштабы деятельности боевиков.

Поддерживаемый Москвой сторонник жесткой линии чеченский босс Рамзан Кадыров утверждает, что в его республике действует менее 30 повстанцев. Он также обвиняет Запад в финансировании исламистских боевиков и вынашивании планов по захвату всего Северного Кавказа.

Лидер Ингушетии Юнус-Бек Евкуров считает, что ужасающая бедность способствует росту недовольства. За последние два года количество смертей в результате актов насилия значительно увеличилось. Так, в январе 2008 года их было около 40, а в августе 2009 - уже 140. Эти данные содержатся в докладе, подготовленном расположенным в Вашингтоне Центром стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies).

Сейчас существует опасность того, что исламистский экстремизм может распространиться на другие регионы России, в которой насчитывается 20 миллионов мусульман. Более половины из них проживают за пределами Северного Кавказа.

Пол Куин-Джадж (Paul Quinn-Judge) из организации International Crisis Group предупреждает о том, что насилие действительно может распространиться по всей стране. «Боевики, - отмечает он, - пытаются перенести военные действия на территорию собственно России».