Вчера в аэропорту «Симон Боливар» встречали Александра Лукашенко. Встречали с золотым ключом, который вручают почетным гражданам Каракаса. Президент прилетает в Венесуэлу уже во второй раз. Впервые, напомню, он там побывал в 2007 году. Мне выпала честь освещать оба визита, и для меня вполне очевидно, что за два года с небольшим в двусторонних отношениях проделан огромный путь — такой же огромный, как те 10 тысяч километров, которые разделяют Минск и Каракас.
Политикам двух стран при помощи бизнесменов удалось переубедить скептиков, не верящих, что отношения на расстоянии возможны. А если кто–то все еще думает иначе, то у него явные проблемы с объективностью. Всего за несколько лет наш товарооборот вырос с 5 миллионов долларов в десятки раз.
Конечно, никого ни в чем не удалось бы переубедить — и в первую очередь себя самих, — если бы мы пошли простым путем. Те, кто в 2007–м критиковал решение всемерно укреплять связи с Венесуэлой, вероятно, полагали, что речь идет о банальной торговле. Что мы будем возить за тридевять земель свои тракторы и прочий ликвидный товар, при этом сильно рискуя, что за время долгого путешествия по тропическим морям «железо» подхватит ржавчину. Или, что еще страшнее, транспортная составляющая «съест» его конкурентное преимущество в цене.
От торговли, разумеется, тоже никто не отказывается — там, где это выгодно. Но, как оказывается, есть масса других вариантов. Мы помогаем венесуэльцам осваивать недра, учим их строить крепкие дома, готовы поделиться с ними своим опытом в автомобилестроении. Программа визита Президента рассчитана на три дня и, помимо политики — переговоров с Уго Чавесом и выступления в парламенте, — предполагает посещение всех крупных объектов, которые ведут белорусы в этой части Южной Америки.
Сегодня я могу написать, что отношения с Венесуэлой — это один из самых значительных успехов белорусской дипломатии за последнее время, и буду полностью отвечать за свои слова. Александр Лукашенко вчера подтвердил, что Венесуэла является одним из приоритетов нашей внешней политики.
В Каракасе, кстати, думают так же о Беларуси. Журналисты приехали сюда за несколько дней до Президента, чтобы, так сказать, сориентироваться на местности. Мы посетили заседание межправительственной комиссии по торгово–экономическому сотрудничеству — своеобразные последние приготовления к визиту. Но в присутствии телекамер вообще–то принято говорить друг другу приятные слова. Поэтому гораздо больше об отношении венесуэльцев в целом и Президента Чавеса в частности к Беларуси мне сказали те мероприятия, где нас не было, но которые транслировались местными телеканалами.
Не обязательно знать испанский язык, чтобы понять, что вот уже дней пять Уго Чавес в своих выступлениях (а появляется он на телевизионных экранах каждый день и обычно говорит несколько часов кряду) многократно упоминает Беларусь. А если испанским все же немного владеешь, то узнаешь, что нас тут заслуженно воспринимают как развитое государство, у которого есть знающие специалисты и неплохие технологии.
Президент часто подчеркивает, что раньше мы входили в Советский Союз — это считается показателем уровня развития. Наверное, есть здесь и некоторый идеологический нюанс. Уго Чавес противопоставляет себя капитализму. Но, впрочем, не рыночной экономике как таковой. Поэтому, кроме Беларуси, венесуэльцы так же уважительно относятся к России. Российские дипломаты мне рассказали, что готовят визит своего премьер–министра Владимира Путина. Команданте Чавес несколько раз на моих глазах бурно выражал свою радость по поводу избрания Виктора Януковича на пост президента Украины.
Посмотрим, оправдаются ли его ожидания на этом направлении, но что касается развития отношений с Беларусью, то он, похоже, доволен тем, как обстоят дела. Встречаясь с белорусской делегацией, которая занималась подготовкой визита Александра Лукашенко, он пребывал в отличном расположении духа. Почему–то кажется, что причиной тому был не только день рождения любимой дочки Марии (он многодетный отец — всего у него четверо детей).
Первый заместитель премьер–министра Беларуси Владимир Семашко пообещал, что к середине следующего года в Венесуэле появится три новых завода: по производству кирпича, тракторов (10 тысяч в год) и грузовых автомобилей (5 тысяч). «Во–первых, будут созданы дополнительные рабочие места, — рассуждает вице–премьер. — Во–вторых, Венесуэла получит собственную технику с максимальной долей локализации. К тому же мы передадим венесуэльцам те технологии, которыми владеем сами».
Я специально подробно пишу об интересах венесуэльцев, чтобы было понятно, почему Уго Чавес на той же встрече говорил о том, что, в свою очередь, важно для нас — о возможности увеличения добычи нефти совместным белорусско–венесуэльским предприятием «Петролера БелоВенесолана». «Наша цель — выйти на 20 тысяч баррелей нефти», — объявил он.
Сейчас добывается около 15 тысяч баррелей в сутки, а в общей сложности получено уже около 1,5 миллиона тонн — это внушительная цифра. Обсуждается не только выделение новых нефтяных месторождений, но и разработка газовых полей белорусскими специалистами. Конечно, было бы наивно утверждать, что с помощью Венесуэлы мы обеспечим себе полную энергетическую безопасность, но эти нефтегазовые контракты имеют для нас большую ценность. Такую же, наверное, как новые дома для венесуэльцев, которые уже начинают строить белорусы. Недалеко от Каракаса застраивается целый микрорайон на 5 тысяч квартир.
В столице боливарианской республики много шикарных особняков, обнесенных колючей проволокой. Но гораздо больше лачуг — ими густо усеяны склоны Анд, между которыми расположился Каракас. Издалека кажется, что это горы из картонных коробок, но это людские жилища. Поменьше бы таких хижин, а больше нормальных квартир, и по колючей проволоке вокруг особняков не приходилось бы для пущей надежности пускать электрический ток. Где–то прошла информация о том, что в Каракасе в день совершается 50 убийств... Такие проблемы нельзя решить одними только полицейскими методами. Нужны нормальная работа, нормальное жилье. Сотрудничество с Беларусью, конечно, не снимет эти вопросы, но свой вклад в их решение мы можем внести.
Поэтому белорусско–венесуэльское сотрудничество — абсолютно взаимовыгодное. Даже безотносительно прекрасных личных отношений между руководителями двух стран, что, несомненно, является большим плюсом. Когда партнеры уверены в том, что отношения обогащают обоих, — это лучшая гарантия, что их дружба всерьез и надолго.