Россияне в спешном порядке ищут в архивах т.н. белорусский катынский список, который содержит имена около 4 тысяч поляков, убитых 70 лет назад НКВД. По информации Gazeta Wyborcza, если его удастся найти, 7 апреля во время мемориальных мероприятий в Катыни Владимир Путин передаст его Дональду Туску.
Этот список сегодня остается самой большой загадкой преступления 1940 года.
− Это документ исключительной важности. Его ждут тысячи семей поляков, без вести пропавших после 17 сентября 1939 года на занятых Красной Армией территориях II Польской республики, называемых Западной Белоруссией, − сказал Gazeta Wyborcza председатель Федерации катынских семей Анджей Скомпский (Andrzej Skąpski). − Там пропали офицеры, полицейские, сотрудники Корпуса охраны пограничья, чиновники − вся местная элита.
Известно, что поручение по поиску списка от российских властей получили руководители Федеральной службы безопасности. Именно в ее архивах может находиться документ. О том, что он существовал, говорят только косвенные, но сильные доказательства.
5 марта 1940 года Иосиф Сталин и его соратники вынесли приговор не только 15 тысячам 546-ти полякам, находившимся в лагерях для военнопленных в Козельске, Осташкове и Старобельске, которых захоронили в Катыни, Медном и Харькове. Они отдали НКВД приказ казнить также 7305 полячек и поляков, которые были арестованы в восточных воеводствах Польши, включенных в 1939 году в состав советских Белорусской и Украинской республик.
Личные дела всех убитых военнопленных и узников хранились в московском архиве КГБ, являвшемся наследником НКВД и предшественником ФСБ, до марта 1959 года. Тогда, чтобы сокрыть следы преступления, их приказал уничтожить руководитель СССР Никита Хрущев.
В 90-х годах список расстрелянных военнопленных удалось воссоздать на основании других документов. Тогда же всплыл и т.н. украинский список, найденный в архивах, доставшихся "по наследству" от КГБ Службе безопасности Украины. Это список личных дел поляков, убитых НКВД на Западной Украине. Он был составлен осенью 1940 года, когда дела передавались из Киева в Москву.
В украинском списке 3435 фамилий. Таким образом, если, как 51 год назад утверждал в сохранившемся секретном рапорте Хрущеву тогдашний председатель КГБ Александр Шелепин, на Украине и в Белоруссии было убито 7305 человек, то в Белоруссии погибло 3870 поляков. И это тот самый искомый белорусский список.
Мы не знаем, кто конкретно их убил. Мы также не знаем, где их убили и где захоронили. Можно предполагать, что их расстреляли в здании минского НКВД, а погребли в находящихся неподалеку Куропатах вместе с тысячами других жертв сталинизма. До сих пор серьезных археологических исследований там не проводились: это не позволяют сделать белорусские власти.
Личные дела убитых в Белоруссии, также как и документы, касающиеся жертв на Украине, все же должно было забрать центральное управление НКВД в Москве, т.е. Лубянка.
− Копии наверняка хранились в архиве НКВД в Минске, но они могли быть утеряны в 1941 году, когда город после начала войны был быстро занят немцами. Однако оригинал может находиться в Москве – либо в архиве ФСБ, либо в президентском архиве, − считает историк Мириуш Волос (Mariusz Wołos) – глава научного центра Польской академии наук в Москве и постоянный представитель ПАН при РАН.
Известный российский историк Наталья Лебедева утверждает, что даже если белорусский катынский список был уничтожен, его можно воссоздать.
− Я знаю, что все поляки, которых держали в заключении в западной Белоруссии, весной 1940 года были перевезены в Минск. Их перевозили солдаты 15 бригады конвойных войск, которые всегда составляли подробные списки арестантов. Такие документы до сих пор хранятся в архивах.