В понедельник представители российской компании сообщили, что не собираются участвовать в тендере на строительство дозаправщиков самолётов для военно-воздушного флота США, что вступает в противоречие с циркулировавшими на прошлой неделе в Washington Post и прочих изданиях сообщениями об организации этой компанией вместе с американской оборонной фирмой совместного предприятия.
Объединённая авиастроительная корпорация «не намеревается ни участвовать в тендере на строительство дозаправщиков, ни организовывать совместное предприятие», — заявил в опубликованном на веб-сайте компании в понедельник президент и глава совета директоров Алексей Фёдоров.
В пятницу адвокат из Лос-Анджелеса Джон Кёрклэнд (John Kirkland) заявил в телефонном интервью, что представляет совместное предприятие, организованное Объединённой авиастроительной компанией и одной оборонной фирмой США. По словам Кёрклэнда, концерн будет участвовать в тендере на строительство целой эскадрильи дозаправщиков.
Такие издания, как Washington Post и Wall Street Journal, ссылались на слова Кёрклэнда, когда сообщали о предполагаемой заинтересованности Объединённой авиастроительной компании в контракте на производство дозаправщиков.
В своём заявлении Фёдоров также отметил, что «не знаком с господином Кёрклэндом». В понедельник попытки связаться с московской Объединённой авиастроительной компанией оказались безуспешными.
Тем не менее, Кёрклэнд в понедельник опубликовал заявление, в котором сообщил, что «несколько месяцев назад был взят в проект организации совместного предприятия» с Объединённой авиастроительной компанией. По его словам, совместное предприятие должно было называться «ОАК—Америка» и участвовать в тендерах на оборонные подряды в США, начав с контракта на производство дозаправщиков.
По словам Кёрклэнда, он «занимался обширной корреспонденцией между высокопоставленными лицами как из ОАК, так и из российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству», касавшейся предполагаемого совместного предприятия, а также располагает «протоколами разговоров и копиями писем» от ОАК, в которых говорилось, что проект совместного предприятия «одобрен, а условия соглашения вскоре будут выполнены».
В письме, адресованном российским властям в понедельник, Кёрклэнд сообщал, что связывался с государственным секретарём Хилари Клинтон по поводу проекта производства заправщиков, а также то, что Клинтон обсуждала этот вопрос с российскими властями. В понедельник, однако, должностные лица из госдепа сообщили, что ничего не знают о контактах между Клинтон и «лицами, представляющими ОАК, в том числе Кёрклэндом».
Пресс-секретарь Клинтон Филип Краули (P.J. Crowley) сказал, что «во время визита Клинтон в Москву российские власти упомянули желательность создания совместного проекта по производству грузовых самолётов, но это не касалось конкретно программы строительства дозаправщиков для ВВС США».
Неопределённость с участием российской фирмы в тендере стала очередным поворотом сюжета, связанного с одним из самых неоднозначных контрактов, когда-либо заключавшихся американскими военными.
В марте этого года компания Northrop Grumman отказалась от участия в тендере на сорокамиллиардный контракт на строительство ста семидесяти девяти дозаправщиков для ВВС США. Компания выступала в партнёрстве с Европейским аэрокосмическим и оборонным концерном (EADS), чьим дочерним предприятием является Airbus, и конкурировала с чикагской фирмой Boeing. По словам представителей Northrop Grumman, «Боинги-747» подошли лучше из-за малых размеров.
Кроме того, в пятницу представители EADS заявили, что просят продлить срок подачи заявок на три месяца (он установлен на 10 мая), так как рассматривают возможность участия в тендере.
В 2004 году Boeing проиграл тендер на строительство дозаправщиков из-за скандала, связанного с нарушением этики.
В 2008 году тендер выиграл EADS, но Boeing оспорил его победу и добился аннулирования результатов. В прошлом году Пентагон объявил о новом тендере.
В понедельник пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл (Geoff Morrell) заявил, что Пентагон «всерьёз рассматривает просьбу представителей EADS о продлении срока подачи заявок на участие».
Что касается предложения ОАК, то Моррелл сказал, что, «несмотря на сообщения в прессе о заинтересованности ОАК в работе, мы не получали от них никаких официальных сообщений. В остальном — конкуренция будет и всегда была свободной и открытой. Всех, кто подойдёт для участия в тендере, мы приветствуем», — заключил Моррелл.