Турция заморозила меры по укреплению оборонных, энергетических и торговых связей с Соединенными Штатами после того, как комитет Конгресса назвал убийства армян времен Османской Империи «геноцидом», заявило турецкое Министерство внешней торговли.
Зафер Чаглаян (Zafer Caglayan), отменивший две поездки в США – в феврале и в этом месяце, - подчеркнул: «Все предпринятые на настоящий момент шаги приостановлены».
Замораживание новых экономических инициатив на американском направлении резко контрастирует со стремительно развивающимися связями Турции с ее северными и восточными соседями. На этих направлениях она стремится к более тесной интеграции в рамках политики укрепления регионального сотрудничества.
Вашингтон долгое время рассматривал Турцию как ключевого стратегического партнера и важного союзника по энергетическим вопросам и по Афганистану и Ираку.
Однако, большую часть торговли между двумя странами составляют продажи Америкой оружия и аэрокосмической техники Турции – дисбаланс, который Анкара надеялась скорректировать. Перед г-ном Чаглаяном стояла задача развить экономические связи в рамках предложенного президентом США Бараком Обамой «образцового партнерства».
«Мы надеялись, что Америка может пойти на благоприятные меры... в контексте этого образцового партнерства», - заявил г-н Чаглаян газете The Financial Times.
Американо-турецкий совет, американская организация, которая занимается укреплением коммерческих, оборонных и культурных связей с Турцией, отложил свою ежегодную конференцию, так как Анкара заявила общественным деятелям и бизнесменам, что она намерена сократить официальные визиты в Америку из-за голосования в Конгрессе.
Незадолго до этого Турция впервые напрямую начала претендовать на экономическую независимость от Запада, отменив переговоры с Международным валютным фондом о новом кредите.
Правительство в Анкаре, более 50 лет бывшее одним из самых частых и склонных к кризисам клиентов МВФ, заявило, что оно может «стоять на собственных ногах».
Колумнист Hürriyet Daily News Семих Идиз (Semih Idiz) пишет: «Турция... действует сейчас с большей независимостью от своих традиционных союзников и партнеров, а также ищет новых партнеров в других частях мира». Он также отметил, что последние события «явно отражают стремление Турции стать независимым игроком, свободным от обязательств перед Западом».
Анкара также завязывает отношения с другими развивающимися экономиками. Министр энергетики Танер Йылдыз (Taner Yildiz) в этом месяце подписал соглашение, которое позволит южнокорейской государственной энергетической компании построить атомную электростанцию на побережье Черного моря. Открытый тендер Турция проводить не стала.
Параллельно переговоры о строительстве АЭС ведутся и с Россией. На следующий день, после голосования о «геноциде», в Москву прилетели турецкие дипломаты, чтобы обсудить ядерный проект и целый ряд соглашений о трубопроводах. В мае Турцию должен посетить президент России Дмитрий Медведев.
Это стало «сигналом» о том, что, «если события будут развиваться нежелательным образом, Турция может укрепить связи с Россией», - пишет глава стамбульского аналитического центра Edam Синан Ульген (Sinan Ulgen).
По поводу связей с Россией г-н Чаглаян заметил: «Турция и Россия – стратегически близкие партнеры. Обе страны стремятся развивать экономические и коммерческие связи».
«Я хотел бы подчеркнуть тот факт, что между Турцией и Россией установились очень искренние отношения».
Новые экономические связи Турции и расширение ее дипломатических горизонтов не обязательно будет означать ослабление ее традиционной ориентации на Запад.
Благодаря соседству с ЕС и таможенному союзу с ним, Европа остается самым важным для Турции рынком, на который поступает около 60 процентов ее экспорта.
В области энергетики турецкое правительство предпочитает не закрывать для себя ни одну из возможностей и участвует как в западных проектах - в частности в проекте трубопровода Nabucco, который должен будет поставлять в Евросоюз каспийский и иракский газ, - так и в российских.
При этом, многие в Вашингтоне полагают, что Турция не поддержит усиление санкций против Ирана в Совете безопасности ООН, в котором она занимает непостоянное место.
Филип Гордон (Philip Gordon), один из самых ярых в американской администрации сторонников связей с Турцией, заявил на прошлой неделе, что Анкаре не следует «любой ценой» избегать проблем с соседями.
Турецкий политический обозреватель Мехмет Али Биранд (Mehmet Ali Birand) указывает, что торговый оборот между США и Турцией в 2008 году составил около 15 миллиардов долларов, в то время как оборот между Турцией и Россией превышает этот уровень более чем втрое.
В итоге он задается вопросом о том, какое партнерство более устойчиво: «то, которое существует на бумаге, под лозунгом «стратегического партнерства», и постепенно теряет значимость, или то, за которым стоят от 50 до 100 миллиардов долларов».