Новое масштабное соглашение о значительном сокращении наступательных ядерных арсеналов России и США – того, что они называли "равновесием страха" – почти готово для подписания президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой.
Неофициальные источники сообщают, что церемония подписания состоится уже 8 апреля в древней столице Чехии Праге, где Обама всего год назад начал свою кампанию за освобождение мира от ядерного оружия.
По словам экспертов, новое соглашение, которое придет на смену Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений от 1991 года, предусматривает сокращение стратегических ядерных боезарядов на одну четверть, то есть, примерно до 1600 единиц для каждой из сторон. При этом количество средств доставки – ракет, бомбардировщиков и подводных лодок – должно быть сокращено наполовину – до 800 единиц с каждой стороны.
У США в настоящее время имеется около 2150 развернутых систем стратегического ядерного оружия. У России, согласно имеющимся данным, такого оружия 2600 единиц. У обеих сторон также имеются тысячи дополнительных боевых систем, хранящихся на складах в ожидании демонтажа в соответствии с условиями предыдущих соглашений о сокращении вооружений.
"Мы этим очень довольны, потому что, наконец, решаются те проблемы, которые надо было решить уже давно, - говорит заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам Андрей Климов, - это соглашение очень важно, потому что оно позволит нам двигаться вперед по целому ряду направлений, и оно подает пример другим странам".
Это важнейшая победа для лауреата Нобелевской премии мира Обамы, которому нужны были важные достижения для представления на саммите по ядерной безопасности с участием 40 государств, который откроется в Вашингтоне 12 апреля. В России это также будет расценено как политическая победа Медведева, которому тоже нужны крупные достижения, чтобы выйти из тени влиятельного премьер-министра Владимира Путина в преддверии президентских выборов 2012 года.
"Разделенная Россия"
Однако в российском внешнеполитическом сообществе нет единства в вопросе о том, насколько полезно это новое соглашение по СНВ для долгосрочной безопасности страны. Кое-кто подозревает, что Кремль мог пойти на определенные компромиссы в своем стремлении добиться включения в текст договора мощного механизма увязки вопросов контроля над оборонительным противоракетным оружием и сокращения наступательных арсеналов.
"Это чудесно, когда видишь повсюду дружеские рукопожатия, - говорит политический обозреватель государственного информационного агентства "РИА Новости" Петр Романов, - но у тех из нас, кто помнит конец эпохи "холодной войны", когда [советский лидер] Михаил Горбачев шел на уступки в угоду американским интересам, чтобы разбить лед в отношениях, в этой связи возникает чувство тревожного ожидания".
Москва с глубокой подозрительностью и страхом относится к возможным техническим прорывам США в области ПРО, поскольку это может подорвать и даже свести на нет стареющие российские силы ядерного сдерживания советской эпохи. Российские эксперты в области безопасности с любовью вспоминают, что контроль над вооружениями в период "холодной войны" начался в 1972 году с подписания Договора об ограничении систем противоракетной обороны, который предусматривал отказ от работ по оборонительному оружию. Логика следующих соглашений – ОСВ и СНВ – была такова: поскольку ни одна из сторон никак не сможет защититься от ядерного нападения, то у них нет иного выбора, кроме ведения переговоров о контроле наступательных вооружений.
Но президент Джордж Буш радикально изменил эту стратегическую картину и вызвал резкое противодействие Кремля, когда в 2001 году в одностороннем порядке вышел из договора по ПРО.
"Мы имеем совершенно иную стратегическую обстановку, существенно отличающуюся от той, в которой велись переговоры по предыдущим соглашениям о контроле вооружений, - говорит президент московского независимого Института стратегических оценок Александр Коновалов, - Америка все меньше и меньше нуждается в ядерном оружии, поскольку она переносит центр усилий на высокоточные обычные виды оружия, как наступательного, так и оборонительного. А Россия все больше зависит от своих сил ядерного сдерживания как основы нашей национальной безопасности".
Изменение доктрины
Россия недавно внесла изменения в свою военную доктрину, снизив порог применения ядерного оружия, даже в возможных конфликтах вблизи своих границ. Как считают эксперты, усиление зависимости от ядерных сил говорит о том, что российские военные могут выступить против дальнейших сокращений, несмотря на то, что Медведев публично поддержал кампанию Обамы по полному запрещению ядерного оружия.
Эксперты отмечают, что в дальнейшем отношения между Москвой и Вашингтоном будут очень сильно зависеть от того, в какой мере (а это пока неизвестно) Соединенные Штаты пойдут навстречу российским требованиям о необходимости увязки в рамках нового договора СНВ мер контроля оборонительных вооружений с уничтожением большого количества наступательных вооружений.
"Любой договор - это серия компромиссов, и вполне вероятно, что США согласятся на определенные формулировки об увязке этих двух вопросов, - говорит Коновалов, - однако весьма маловероятно, что американцы согласятся на что-то обязывающее и ограничивающее их будущие планы".
Российская Государственная Дума в прошлом месяце приняла резолюцию, в которой предупреждает, что может отказаться от ратификации договора СНВ, если в нем не будет предусмотрен мощный механизм, ведущий к переговорам об ограничении противоракетной обороны. Многие консерваторы поддерживают эти настроения.
Но самое важное – это отношение Путина, который в декабре публично подверг критике переговоры по СНВ из-за непримиримости, как он считает, США в вопросе ПРО. По мнению экспертов, Путин и Медведев начинают подковерную борьбу за право стать кандидатом от власти на пост президента на выборах, до которых остается менее двух лет. И поэтому любая стратегическая сделка, предусматривающая чрезмерные уступки США, может стать яблоком раздора.
Во время визита в Москву на прошлой неделе Хиллари Клинтон внесла изменения в свой график, чтобы провести отдельную встречу с Путиным. По словам экспертов, на ней обсуждался широкий круг вопросов, включая СНВ. Путин, находясь на посту премьер-министра, не должен заниматься внешней политикой, однако он утверждает, что имеет право участвовать в решении таких вопросов, потому что одновременно является лидером правящей политической партии "Единая Россия".
"Путин очень важный игрок, и поэтому с ним необходимо консультироваться по любому вопросу, - говорит эксперт из Московского центра Карнеги Николай Петров, - уже несколько раз мы становились свидетелями того, как он подавал сигналы, что его в любой ситуации раздражает роль человека №2. Путин не хочет быть номером два. Но договор СНВ с Обамой будет подписывать Медведев".