Американские и европейские официальные лица, рассматривающие условия новых санкций против Ирана, решили отказаться от самых жестких из предлагаемых мер, так как хотят заручиться большей поддержкой международного сообщества на переговорах в Совете безопасности Организации объединенных наций — об этом сообщили дипломаты, осведомленные о ходе переговоров.
Американцы и их союзники решили отказаться от попыток ввести запрет на экспорт и импорт нефтепродуктов, придя к выводу, что подобную меру Россия, Китай и, возможно, другие члены Совбеза, — об этом также сообщили дипломаты, пожелавшие остаться неизвестными.
Подобный шаг создал бы громадные проблемы для экономики Ирана, но с другой стороны, по их словам, он внес бы разлад в ряды мировых лидеров.
Сейчас проект санкционного режима рассматривается членами Совбеза, надеющимися, что введение четвертого пакета санкций убедит Иран остановить свой атомный проект, нацеленный, как считают США и их союзники, на создание атомного оружия. Официальный Иран со своей стороны категорически настаивает на абсолютно мирном характере проекта.
США и их союзники рассматривали вариант санкционного режима, при котором Ирану еще больше ограничат доступ к мировой финансовой системе, услугам страховых компаний и транспортных агентств. Ожидается, что подобные меры отразились бы на деятельности «стражей революции» Ирана — военной структуры, занимающей господствующие позиции в экономике и участвующей в функционировании ряда коммерческих секторов.
На этой неделе официальные лица из США, Великобритании, Франции и Германии совместно с российскими и китайскими дипломатами начали обсуждать варианты санкций. Представители министерств иностранных дел шести стран приняли участие в телефонной конференции в среду.
Впервые за месяц или около того во встрече принял участие Китай, что вызвало воодушевление в странах Запада.
«Мы находимся как никогда близко к консолидации международного сообщества», — заявил представитель Белого дома Роберт Гиббс (Robert Gibbs).
С другой стороны Гиббс отказался обсуждать сообщения о том, что США и их союзники решили ослабить предлагаемый санкционный режим, чтобы завоевать больше поддержки со стороны международного сообщества.
Отдельные представители Израиля настаивали на введении ограничений на импорт и экспорт нефти, аргументируя, что это мощный рычаг воздействия.
В Вашингтоне депутаты конгресса проголосовали за ограничение возможностей Ирана импортировать товары путем наложения санкций на страны, поставляющие Тегерану нефтепродукты.
По словам дипломатов, отдельные страны и блоки все равно могут накладывать ограничения на импорт и экспорт в Иран после принятия нового пакета санкций ООН.
По словам дипломатов, целью введения нового пакета санкций является завоевание поддержки со стороны членов Совбеза; также утверждается, что в случае необходимости могут быть приняты и более мягкие условия санкционного режима.
Как заявил высокопоставленный представитель США, запрет на торговлю нефтепродуктами тоже имеет свои недостатки; существует возможность саботировать его, и к тому же он ударит по всему населению Ирана, тогда как США надеются причинить экономический ущерб руководителям Ирана, а не простым иранцам.
В четверг Москва, судя по всему, обозначила готовность к сотрудничеству — два высокопоставленных официальных лица подняли тему о возможности введения санкций. Однако несмотря на эти намеки, официальная позиция России в отношении Ирана не меняется уже несколько месяцев.
Общаясь с журналистами в Москве, представитель министерства иностранных дел России Андрей Нестеренко заявил, что не исключает вероятности введения санкций против Ирана, хотя предпочел бы, чтобы проблема была решена дипломатическим путем; именно такую позицию уже давно занимает Москва.
Заместитель министра иностранных дел России также заговорил о санкциях в четверг, сообщив журналистам, что Москва согласится только на ограниченный пакет санкций.
«Крайне важно, чтобы санкции были узконаправленными и точно сформулированными, и если мы примем соответствующее решение, то они не должны стать наказанием для целой страны или ее народа», — сказал, как сообщило информационное агентство «Интерфакс», Сергей Рябков.— «Как бы ни развивались события вокруг новой резолюции, будет неверно сворачивать поиски дипломатического решения».