В декабре, за день до истечения давнего американского договора с Россией о ядерных вооружениях, пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс (Robert Gibbs) заявил журналистам, что президенты двух стран в тот день разговаривали друг с другом.
«В том случае, если мы не закончим переговоры - а их вряд ли удастся завершить за ближайшие 24 часа, - президенты выпустят совместное заявление», - объявил Гиббс.
«Заявление уже вышло. Его выпустил Кремль», - вдруг заметил один из журналистов.
Занервничавший Гиббс повторил, что заявление выйдет, если договоренность не будет достигнута. Однако час спустя Белый дом опубликовал совместное заявление двух президентов, в котором они обещали продолжать переговоры.
На этой неделе русские, судя по всему, опять застали Белый дом врасплох. В среду представитель Кремля заявил на условиях анонимности, что Соединенные Штаты и Россия договорились о новом договоре о сокращении вооружений, и что все документы, с этим связанные, уже согласованы.
Гиббс в ответ на это заявил, что две страны только «близки» к соглашению.
В пятницу президент Обама и президент Дмитрий Медведев планируют провести переговоры, чтобы окончательно обсудить этот вопрос.
Подобная поспешность русских наверняка раздражает Белый дом, который гордится информационной дисциплиной и четкой стратегией коммуникаций.
«Им нравится контролировать информацию, - считает американский лоббист, плотно общающийся по вопросам контроля над вооружениями с высокопоставленными сотрудниками Белого дома. – Им это приятно, им кажется, что они действительно ее контролируют. Но пока они могут только ходить и надувать щеки».
«Белый дом готовился объявить о соглашении в пятницу», - утверждает лоббист, беседовавший с нашим корреспондентом на условиях анонимности, потому что договоренность пока официально не признана.
«Они должны подготовить тезисы, документацию, подобрать экспертов, - объясняет он. – Между тем, российский дипломат, выступил на день раньше, чем предполагалось».
Русские явно не придают первостепенного значения координации информационной стратегии. Впрочем, проблемы с контролем над информацией в данном случае возникли у обеих стран.
Напомним, что первая информация о соглашении просочилась в прессу в среду, когда Министерство иностранных дел Чехии подтвердило, что его просили провести церемонию подписания в Праге, и оно дало свое согласие.
После того, как о соглашении будет официально объявлено, и стороны его, наконец, подпишут, в Соединенных Штатах центр внимания переместится в Сенат. Вероятность ратификации сенаторами соглашения будет зависеть от политической обстановки в Вашингтоне.
Сенатор от Аризоны Джон Маккейн, часто выражающий мнение Республиканской партии по внешнеполитическим вопросам, заявил на этой неделе, что республиканцы не пойдут на сотрудничество с Белым домом, потому что администрация Обамы «отравила колодец» своей реформой здравоохранения.
Впрочем, позднее Маккейн смягчил свое заявление, сказав журналисту из газеты The Hill: «Если это в национальных интересах, и есть что-то, что заставляет нас работать вместе, нечто полезное, на наш взгляд, для страны в условиях, скажем, чрезвычайной обстановки,– тогда, конечно».
Между тем, именно от того, согласятся ли Маккейн и его коллеги-республиканцы, в том числе сенатор от Аризоны Джон Кайл (Jon Kyl) и сенатор от Индианы Ричард Лугар (Richard G. Lugar), сотрудничать с администрацией Обамы, может зависеть, воплотится ли договор в жизнь.