Одно дело, когда республиканцы пытаются пустить под откос американскую реформу здравоохранения, но совсем другое, когда они посягают на некогда священную традицию двухпартийности во внешней политике. Президент Обама и российский президент Дмитрий Медведев наносят последние штрихи на американо-российский договор по контролю вооружений, который будет подписан в начале апреля в Праге. Это соглашение о возобновлении процесса сокращения ядерных вооружений, попавшее в мертвый штопор десять с лишним лет тому назад, является, пожалуй, самым актуальным и безотлагательным вопросом в международной повестке. Это непременное предварительное условие для предотвращения взрыва ядерного распространения и начала новой гонки вооружений, в которую в нынешних условиях включится и Китай.
Но договор этот должен пройти ратификацию в американском Сенате. Две трети его депутатов должны проголосовать "за". Демократ Джон Керри и республиканец Ричард Лугар, являющиеся лидерами своих партий в Комитете по иностранным делам, заверили президента Обаму, что договор будет представлен в Сенат до конца года. Но как это согласуется с обещанием Джона Маккейна, данным им после принятия реформы здравоохранения, когда он заявил: "До конца года никакого содействия не ждите"? Неужели упорствующие республиканцы потопят этот договор, невзирая на его достоинства и историческую необходимость – а также на его связь с величайшим наследием Рональда Рейгана?
Выполни республиканцы обещание Маккейна, и они уничтожат, пожалуй, самое важное историческое достижение своей собственной партии в современную эпоху (уступающее, наверное, только отмене рабства Линкольном). Ведь это Рональд Рейган вместе с Михаилом Горбачевым инициировал заключение Договора об обычных вооруженных силах в Европе, режим которого предусматривал сокращение ядерного оружия и позволил мирно покончить с "холодной войной". При Рейгане и Джордже Буше-старшем ядерный арсенал США был сокращен наполовину. Соответствующим образом был сокращен и советский/российский арсенал. Однако в годы Клинтона процесс сокращения затормозился, а межпартийные обиды американцев неожиданно мощно выплеснулись в сферу национальной безопасности. (Клинтон не смог провести через Сенат Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия, и США так его пока и не ратифицировали.) Джордж Буш наглядно показал, что он думает о договорном режиме, когда в 2002 году вышел из договора по ПРО (ради священного республиканского грааля противоракетной обороны). Россия в ответ незамедлительно вышла из СНВ-2, и в итоге в запасе российско-американского ядерного сотрудничества остался один-единственный договор СНВ-1, заключенный отцом Буша. Да и у него в декабре закончился срок действия. Вот почему так необходимо новое соглашение Обамы и Медведева.
Видимо, Сенат решит судьбу этого договора ближе к концу года. Но те сигналы, которые посылают в последние дни республиканцы, будут иметь решающее значение, потому что явное упрямство американского Сената (подобное тому, что похоронило Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия) усилит позиции "ястребов" в российской Думе, которая также будет голосовать по вопросу ратификации. Вопиющее упрямство и негативизм республиканцев также нанесут ущерб саммиту Обамы по ядерной безопасности, который пройдет в следующем месяце в Вашингтоне с участием 40 с лишним глав государств. То же самое можно сказать и по поводу конференции в Нью-Йорке, открывающейся чуть позже. На ней будут рассмотрены вопросы, относящиеся к Договору о нераспространении ядерного оружия, и многие представители неядерных государств наверняка захотят получить от ядерных держав доказательства того, что они серьезно настроены на сокращение своих арсеналов и на их полное уничтожение, что уже предусмотрено этим договором.
К сожалению, все звезды на политическом небосклоне указывают на то, что республиканцы поддерживают обещанный Маккейном отказ от ратификации. Воспаленные республиканские умы не хотят ничего делать для сокращения вооружений, "перезагрузки" с Россией, а также для внешнеполитической победы Обамы. Не нужен этот договор и ядерным жрецам Пентагона – военным подрядчикам, а также их прислужникам из вашингтонских мозговых центров.
Если американский Сенат не ратифицирует подписанное Обамой и Медведевым соглашение, то ждите резкого всплеска ядерного распространения. Прислушивайтесь к тому, как загудят моторы новой гонки вооружений. Присматривайтесь к бегу Китая. Похоже, республиканцы еще не поняли, что ставки в этой начатой ими игре будут неизмеримо выше. Они сегодня играют не только со здоровьем американской нации, они рискуют уничтожить всю человеческую расу.
Последняя книга Джеймса Кэрролла - о вере в Америке, называется она "Practicing Catholic" (Практикующий католик). Он обозреватель Boston Globe, заслуженный профессор Саффолкского университета. Среди других его работ книга "An American Requiem" (Американский реквием), получившая Национальную книжную премию; "House of War" (Палата войны) награжденная премией ПЕН/Гэлбрейта; а также "Constantine's Sword" (Меч Константина), по которой создан известный документальный фильм.