В названии своей книги Оливер Буллоу (Oliver Bullough) цитирует молитву нартов – мифических предков кавказских племен. Они жаждали короткой, овеянной славой жизни, а не долгого и комфортного прозябания в безвестности, однако оба эти варианта оказались для них недосягаемыми. Эта замечательная книга знакомит нас с тем, как их потомков постигло такое же - только несравненно более жестокое - проклятье.
Буллоу переносит нас в небольшую деревушку вблизи черноморского курорта Сочи, где будут проведены зимние Олимпийские игры 2014 года. Он отмечает, что именно в этом месте в 1864 году русская армия совершила акт геноцида в отношении местного племени черкесов. «Что бы было, если бы в качестве места проведения игр кто-нибудь предложил Освенцим-Березин?» - такой вопрос был задан группой, представляющей черкесскую диаспору (ответ от МОК пока не получен).
А что вообще известно о черкесах? Следы их существования уничтожали цари, затем Советы, теперь путинское государство. Они являются одной из нескольких забытых этнических групп, чью запутанную историю бережно излагает Буллоу.
Кому известны ногайцы, карачаевцы, балкарцы? Буллоу вел поиск в архивах, а также шел по следу этих народов по всему Ближнему Востоку и Центральной Азии, и теперь он последовательно воссоздает картину жизни каждого из этих племен, описывая мягкий эгалитаризм земледельческих общин, следы которых были истреблены. Некоторые уцелевшие их представители, особенно черкесы в Израиле, пустили корни в изгнании, так же как прежние поколения осуществили это в Аммане и помогли основать этот город.
Однако это всего лишь редкие светлые точки на фоне мрачного круговорота, состоящего из подавления, сопротивления и геноцида, который начался в 18-м веке и который сейчас продолжается с той же жестокостью.
Все началось со строительства Екатериной Великой дороги в горах, ведущей к ее христианским друзьям в Грузии. Ее действия породили такую реакцию, которая до сих пор в Чечне является источником вдохновения. Изображение пастуха по имени Шейх Мансур, возглавлявшего движение сопротивления и борьбу против империалистического захвата, украшал большую часть стены чеченского президента Джохара Дудаева, когда он в 1990-х годах оценивающе наблюдал за Борисом Ельциным.
Мансура презрительно называли лидером «бандитов», его поймали и посадили в тюрьму, однако он сумел заставить русских более уважительно относиться к «горцам». А его призыв к возвращению к истинному исламу был услышан его великим последователем Имамом Шамилем, который на протяжении 20 лет доставлял много неприятностей русской армии в середине 19-го столетия, прежде чем он был побежден, схвачен и затем брошен за решетку.
Показательные казни, а также жестокие расправы с жителями сел становились обычной тактикой русских, если менее драконовские меры не приносили желаемого результата. Первое зафиксированное использование термина «этнические чистки» было сделано российским министром в 1856 году.
К потомкам балкарцев, карачаевцев, чеченцев и ингушей, которых Сталин жестоко истреблял или депортировал, сейчас, после их возвращения «домой» относятся как гражданам значительно ниже второго сорта. В Москве мусульман с Кавказа со смуглой кожей презрительно называют «черными» и отказывают им в основных гражданских правах.
Чечня находится в настоящее время в центре всеобщего внимания, однако страдания тех, кто живет в остальной части того, что в насмешку называет «автономным кавказским» регионом, в большинстве своем остаются незамеченными. Отсюда и значение этой ярко написанной книги. Как репортер агентства Reuters, Буллоу сообщал о захвате театра в Москве, и также о кровавых события в Беслане, и он первым оказывался в тех местах в Москве, где себя подрывали террористы-смертники. Поистине уникальной эту книгу делают отдельные детали, почерпнутые им из российских судебных отчетов, а также из рассказов поначалу с недоверием относившихся к нему собеседников (в процессе обильного потребления водки).
Настоящее откровение – обстоятельства неудавшейся попытки Заремы Мужахоевой подорвать себя вместе с дюжиной посетителей одного из московских кафе. Ее жизнь, как замечает Буллоу, столь бесцветна, что она с трудом поддается пониманию. То же самое можно сказать о Нурпаши Кулаеве, - единственном осужденном участнике кровавых событий с Беслане. Буллоу убедительно доказывает, что он ни в чем не виноват. Описание зверств во время кровавой бойни в Черекском ущелье в 1942 году, когда там жестоко расправились с большим количеством женщин и детей, составлена им на основе леденящих душу рассказов очевидцев. Ответственность за это до сих пор возлагается на нацистов, а не на советских преступников.
Тем, кто хотел бы разобраться в том, каким образом счастливый, трудолюбивый и законопослушный 18-летний молодой человек может быть превращен современным российским государством в физического и психологического калеку, преданного делу джихада, следует познакомиться с историей Расула Кудаева – горного турка (a mountain Turk), которому не хватило денег для обычной в таком случае взятки при получении места в российской милиции. Все это происходит в Европе, но Европа, отчаянно пытающаяся не обидеть Владимира Путина, решительно этого не замечает.
Компакт-диск под названием «Песни неповиновения: музыка Чечни и Северного Кавказа» с записями, сделанными самим Майклом Черчем в данном регионе, выпущен звукозаписывающей компанией Topic.