Новый американо-российский договор по контролю над вооружениями был назван администрацией Обамы в пятницу шагом вперед к достижению целого ряда амбициозных целей, среди которых: “крепкое партнерство” с режимом Владимира Путина, многосторонние действия, призванные остановить или дать обратный ход оснащению ядерным оружием Ирана и Северной Кореи, и - не менее важно - “мир без ядерного оружия”. Но совершенно необязательно разделять долгосрочное видение президента или его широкую оценку влияния нового договора, чтобы порадоваться за договор, который, похоже, является убедительным дипломатическим достижением.
После года переговоров договор обязывает стороны сократить около 30 процентов развернутых стратегических ракет, снизив их число до 1550 боеголовок у каждой их стран. Системы запуска - наземные и корабельные ракеты, а также бомбардировщики - будут сокращены до 800. Россия уже приблизилась к этой цифре, и численность систем доставки практически непременно упадет сильно ниже этого уровня за десять лет действия договора. Соединенным Штатам надо будет сократить число систем запуска на несколько сотен, хотя мы и сможем конвертировать некоторые из них для использования с обычными вооружениями. Это одна из причин, по которым договор важнее для Москвы и ее амбиций по сохранению паритета с Соединенными Штатами, чем для национальной безопасности США.
Г-н Путин также надеялся воспользоваться договором, чтобы ограничить американские планы по развертыванию системы противоракетной обороны в Европе. Чиновники администрации заявили в пятницу, что эта попытка провалилась, и что “договор не содержит никаких ограничений на... запланированные США программы ПРО”. Тем не менее, в не имеющей обязательной силы преамбуле к договору есть формулировка, связывающая наступательные и оборонительные вооружения. Следует ожидать, что республиканские сенаторы, из которых как минимум восемь должны проголосовать за ратификацию договора, сформируют свое собственное мнение по поводу того, является ли подобная формулировка ограничением жизненно важной программы обороны.
Кроме того, возникнут вопросы по поводу проверок: описанные в предыдущей версии договора процедуры наблюдения за испытаниями ракет были ослаблены. Министр обороны Роберт Гейтс заявил в пятницу, что у Соединенных Штатов будут все данные, необходимые для проверки соглашения. Администрация будет указывать на то, что если договор не будет ратифицирован, у США не будет возможности проводить какие-либо проверки российских вооружений, так как предыдущий режим проверок истек в декабре.
В том виде, в котором он был описан в пятницу, договор звучит достойно: Соединенные Штаты по-прежнему дислоцируют больше ядерных ракет, чем нужно. Видение г-на Обамы по поводу того, чего можно добиться с помощью контроля над вооружениями, вызывает больше сомнений. Он надеется, что договор придаст импульс двум предстоящим саммитам, посвященным контролю над ядерным топливом и пересмотру Соглашения о нераспространении ядерного оружия - это выглядит возможным. Представители администрации говорят, что, по их ожиданиям, Россия согласится теперь сотрудничать по санкциями против Ирана, хотя Москва по-прежнему сопротивляется жестким мерам. Тем не менее, сложно понять, как новые договоры смогут привести к разоружению Северной Кореи или остановить центрифуги Тегерана.
Что же касается идеи о том, что г-н Обама начал движение к миру без ядерного оружия, тут мы должны согласиться с г-ном Гейтсом, который сказал: “Я не думаю, что кто-либо ожидает, что в ближайшее время мы хоть сколько-нибудь приблизимся к нулевой отметке по ядерным вооружениям”. Учитывая угрозы, стоящие перед Соединенными Штатами и их союзниками, это хорошо.