Переговоры затянулись и были гораздо жестче, чем кто-либо ожидал, но Соединенные Штаты и Россия наконец одобрили договор по ядерным вооружениям, который придет на смену Договору СНВ. Хотя договор предусматривает лишь умеренные сокращения в арсеналах двух стран, президент Обама заслуживает похвалы за возобновление процесса контроля над вооружениями, который его предшественник пренебрежительно считал реликтом холодной войны. Сегодня он показывает пример в деле уменьшения ядерной угрозы.
Этот новый договор значительно укрепит его позицию, когда он будет призывать к ужесточению контроля над оборотм ядерных материалов на саммит по ядерной безопасности, который пройдет в следующем месяце, а затем и к ужесточению наказания для пренебрежительно относящихся к ядерным законам стран, вроде Ирана и Северной Кореи, на конференции по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия, которая пройдет в мае.
Г-н Обама не может останавливаться на этом. Мы надеемся, что он быстро отошлет своих переговорщиков обратно за стол переговоров с Россией, чтобы заключить последующую сделку о дальнейшем сокращении дислоцированных ракет, а также, впервые, хранящихся на складах боеголовок и тактического ядерного оружия - тысяч маленьких бомб, которые по-прежнему ужасающе уязвимы для тайной продажи или кражи. Можно ожидать, что ход этих переговоров растянется на несколько лет, а не несколько месяцев, потребовавшихся для достижения этого соглашения.
Соединенные Штаты и Россия не могут призывать к ограничению ядерных программ других стран, если они сами не идут к тому, чтобы сократить свой общий арсенал, состоящий из около 20 тысяч ядерных ракет.
В грубых чертах соглашение, которое будет подписано г-ном Обамой и президентом Дмитрием Медведевым 8 апреля в Праге, обнадеживает. Он предусматривает сокращение числа дислоцированных стратегических ракет с 2200 до 1550 штук в течение семи лет после ратификации договора. Системы доставки - ракеты, бомбардировщики и подводные лодки - будут сокращены с 1600 до 800.
Как и все, мы с нетерпением ждем возможности узнать все подробности, но для этого может потребоваться время, в то время как переговорщики заканчивают написание технических приложений к договору. Однако нельзя позволить этой работе тянуться бесконечно.
Это лишь посодействует сомнениям по поводу того, какие соглашения были достигнуты в тексте основного договора, и задержит внесение договора на рассмотрение Сената, который должен его ратифицировать.
Три предыдущих договора о контроле над вооружениями - СНВ-1 (1992), СНВ-2 (1996) и Московский договор (2003) - были ратифицированы со значительной поддержкой со стороны обеих партий. (СНВ-1 истек в декабре. СНВ-2 так и не вступил в силу, потому что Россия вышла из договора после того, как администрация Буша аннулировала Договор о противоракетной обороне в 2002 году, чтобы заняться разработкой систем ПРО. Московский договор установил действующий потолок в 2200 дислоцированных боеголовок.)
Получить одобрение этого нового договора в недоброжелательном политическом климате Вашингтона, когда республиканцы отказываются сотрудничать практически по любым вопросам, будет гораздо сложнее. Ратификация требует две трети сенаторских голосов.
Администрация должна убедить сенаторов в том, что режим проверок заслуживает доверия, и что текст договора не ограничивает возможность Америки заниматься противоракетной обороной. Представители администрации уверены, что могут выиграть оба спора, но президент Обама должен быть готов выступить в поддержку договора лично.