Неанонсированный визит президента Барака Обамы в Афганистан завершил самую насыщенную событиями неделю его президентства, неделю, ознаменовавшуюся победой его внутриполитической инициативы, подписанием ядерного соглашения с Россией и ночного ралли с тысячами приветствующих его военнослужащих.
Это также сигнал того, что после года барахтанья в политике в сфере здравоохранения Обама надеется вернуться ко всей полноте вопросов – дома и за границей, которые потускнели в тени его масштабной внутриполитической битвы. Сюда относятся война в Афганистане, противостояние с Ираном по поводу его ядерного оружия, создание рабочих мест и назначения на высокие посты.
Американский президент Барак Обама и афганский президент Хамид Карзай встретились с целью переговоров в президентском дворце в Кабуле.
В воскресенье представители Белого дома заявили, что президент надеялся попасть в Афганистан ранее, после заявления 1 декабря об усилении военного присутствия в Афганистане. Однако суровые условия, которыми славится зима в этом регионе, не давали ему этого сделать. 18 марта, когда Белый дом анонсировал, что визит Обамы в Индонезию и Австралию откладывается, вплотную началось серьезное планирование путешествия в Афганистан.
Момент был выбран удачный. Чиновники Белого дома полагают, что у президента удачливый период, и г-н Обама хотел бы совершить прогресс в том, что может оказаться его важнейшей внешнеполитической задачей, в войне в Афганистане. Опубликованный на прошлой неделе опрос CNN показывает рост оптимизма по Афганистану: 44 процента опрошенных сказали, что у США дела идут хорошо, 43 заявили, что дела идут плохо. Показатель оптимизма на 23 процента выше, чем в ноябре прошлого года.
По данным опроса, 48 процентов поддерживают войну, а 49 выступают против, - довольно слабо, однако впервые с мая прошлого года доля тех, кто выступает против, составила ниже 50 процентов.
“Вы в Афганистане перешли в наступление, и американский народ дома обратил на это внимание”, - сказал Обама в воскресенье двум тысячам военным на базе Баграм. “Мы наблюдаем значительный рост поддержки”.
Г-ну Обаме необходимо было показать, что он по-прежнему заинтересован в войне, которую воспринимают как его собственную – после его речи в Вест-Пойнте, где он объявил об отправке в район боевых действий еще 30 тысяч военных, то есть о втором повышении количества войск за первый год его президентского срока. Его критиковали за то, что он не был в Афганистане. Его второе зарубежное турне включало неожиданный визит в Ирак в апреле прошлого года, где он приветствовал военнослужащих, которых рассчитывал вернуть на родину.
Чиновники администрации сохраняли в отношении Афганистана жесткий тон. Визит высветил личное доверие американского президента правительству афганского лидера Хамида Карзая, которое чиновники администрации назвали необоснованным. Однако первое послание американских высокопоставленных чиновников было жестким.
Президент призвал г-на Карзая “осознать, что в его втором сроке совершенно точно были вопросы, которым не уделялось внимание, буквально с первого дня”, сказал советник по национальной безопасности Джеймс Джонс, приведя в пример “борьбу с коррупцией и наркоторговцами”, которые, по его словам, стали катализатором движения повстанцев, с которыми воюют афганские и натовские войска.
Два президента также обсудили продолжающиеся усилия по примирению с элементами возглавляемого талибами повстанческого движения и реинтеграции боевиков в афганское общество.
Теперь президент перейдет к другим внешнеполитическим инициативам: церемония подписания соглашения по СНВ в Праге 8 апреля, которое сократит американское и российское ядерное оружие на 30 процентов, саммит по контролю над ядерным вооружением позднее в апреле в Вашингтоне, а также ооновский пересмотр изношенного соглашения по нераспространению в мае. Г-н Обама надеется использовать эти встречи для продвижения вопроса о новых санкциях в отношении Ирана.
В том, что касается внутренней политики, президент, скорее всего, захочет дать толчок демократам в Конгрессе, перейдя в политически более дружественный лагерь. В четверг президент отправится в Мэйн, в свое второе за две недели путешествие для продвижения своего плана по здравоохранению. Однако в пятницу он уже будет говорить об экономике в Северной Каролине. В этот день министерство труда опубликует статистику по созданию рабочих мест за март, и аналитики на Уолл-Стрит ожидают, что доклад объявит о создании как минимум 200 тысяч новых рабочих мест, это лучший результат за три года.
Визит в Кабул может также затмить сохраняющееся недовольство субботним назначением 15 высокопоставленных чиновников, которые не получили подтверждения Конгресса, среди них – юрист профсоюзов Крэйг Бекер (Craig Becker), который будет служить в Национальном совете по трудовым отношениям.
Визит был окутан тайной из соображений безопасности. Белый дом проинформировал г-на Карзая о визите в четверг. Г-н Обама как будто бы проводил выходные с семьей в президентской резиденции в Кэмп-Дэвиде, штат Мэриленд.
На самом деле борт номер один взлетел с военно-воздушной базы Эндрюс в субботу ночью и приземлился в Баграме сразу после наступления ночи по местному времени. Затем на вертолете Обама отправился в президентский дворец в Кабуле.
Значимость визита занижалась делегацией. Внешнеполитическая свита президента включала в себя представителей высшего эшелона Совета национальной безопасности. В Афганистане его приветствовали американский посол в Кабуле Карл Эйкенберри (Karl Eikenberry) и генерал Стэнли Маккристал (Stanley McCristal), командующий союзными войсками. Он взял с собой главу президентской администрации Рама Эммануэля (Rahm Emanuel) и высшего советника Белого дома Дэвида Аксельрода (David Axelrod).