Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украинский счет «Вождю»

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАлександр Довженко
Александр Довженко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Память несовместима с фальшью. Особенно память о трагедиях целых народов — здесь жизненно необходима суровая, сжатая и простая правда о том, через что вынуждены были пройти люди, как им приходилось отстаивать само право своей нации на существование, и какую цену пришлось за это заплатить. История Второй мировой войны на территории Украины самым ярким образом это подтверждает.

Память несовместима с фальшью. Особенно память о трагедиях целых народов — здесь жизненно необходима суровая, сжатая и простая правда о том, через что вынуждены были пройти люди, как им приходилось отстаивать само право своей нации на существование, и какую цену пришлось за это заплатить. История Второй мировой войны на территории Украины самым ярким образом это подтверждает. 9 мая практически во всех государствах постсоветского пространства будут праздновать Победу над нацизмом. Будут говориться правильные, высокие слова, будут вспоминать погибших друзей, жать руки живым ветеранам-побратимам, смотреть друг на друга, не стесняясь слез... Программа празднования в крупнейших городах России практически утверждена. А как обстоит дело у нас, в Украине — имеем в виду не столько организационные аспекты, сколько чисто человеческие, этические, те, что идут от сердца?

Празднование 65-й годовщины Победы над коричневой чумой — это именно тот праздник, который абсолютно не терпит имперских политико-пропагандистских игрищ, «ура»-патриотических пиар-акций (в духе «да здравствует...») и трескучей верноподданнической лжи. Это будет кощунством и непростительным оскорблением, прежде всего, погибших в боях, умерших от ран, болезней или же, не в меньшей степени, ныне живущих ветеранов, которые и выиграли ту войну. А цинично славословить «вождя народов», на совести которого миллионы жертв лучших, самоотверженных людей всех наций бывшего СССР — это значит порочить саму память о победе.

Российские ветераны (по крайней мере, лучшая, мыслящая их часть), совестливые граждане вообще это прекрасно понимают. И очень хочется верить, что и власти в Москве прислушиваются к их голосу (по состоянию на сегодня, насколько известно, там хотя бы отказались от идеи провести парад Победы 9 мая «под сенью» портрета усатого Генералиссимуса). А вот у нас, в Украине, есть, мягко говоря, ряд проблем с очищением исторической памяти о войне от рабского «тиранославия» — по крайней мере, именно так можно объяснять информацию о намерениях установить в Запорожье именно к юбилею Победы... памятник Сталину (об этом извещает сайт podrobnosti.ua).

Между тем у нас, украинцев, свои особые, яростные и неугасающие, исторические счеты с кремлевским деспотом. И нельзя ни в коем случае допустить, чтобы победные фанфары празднования Победы заглушили эти счеты — даже в день 9 мая! В чем эти счеты заключаются, и кто мог бы их сформулировать? Предоставим слово человеку, который видел все ужасы войны, почувствовал всю мерзость сталинской тирании и как гениальный мастер слова мог это воспроизвести и обобщить. Речь идет об Александре Петровиче Довженко. Почитаем его «Дневники».

Умирая в Киеве от голода, весной 1943 года, еще «при немцах», отец Александра Петровича, Петр Семенович Довженко (ему было уже 80 лет), «не верил в нашу победу и в наше возвращение. Он считал, — пишет Довженко-сын, — глядя на колоссальную немецкую силу, что Украина погибла навеки вместе с украинским народом. Он не надеялся встретиться уже со своими детьми — он думал, что мы будем жить всю свою жизнь по чужим странам. Так в тяжелой безнадежности и умер в больших муках. Он проклинал Сталина за неумение править и воевать, за то, что мало готовил народ к войне и отдал Украину на разорение Гитлеру, накормив перед этим Германию и помогши ей подчинить себе Европу. Его проклятия на голову Сталина были беспрестанны и полны страданий и отчаяния. Он видел в нем одном причину гибели своего народа, видел крах своих старческих надежд на добро, на благополучие народа после больших понесенных жертв и трудов и, безусловно, совершенно верно чувствовал, если не знал по-научному, гниль нашего воспитания и всю мерзость моральной неподготовленности к войне. Он умер в 80 лет. Он был неграмотным, красивым, похожим внешне на профессора или академика, умным и благородным мужчиной. Его выгнали из моей и сестринской квартиры немцы и даже сильно избили, так сильно, что он долгое время ходил весь синий от побоев. Его ограбили, обворовали и выгнали на улицу. Отцовская жизнь — это целый роман, полный исторической печали и скорби».

Так записал Александр Довженко в своем «Дневнике» 26 ноября 1943 года. А теперь, читатель, задумаемся (без пафоса и фальшивого надрыва): что несправедливого было в тех проклятиях Довженко-отца? И здесь еще ни слова о Голодоморе, репрессиях, терроре... Опять же, без пафоса — разве не выступает здесь Петр Семенович Довженко, украинец казацкого рода с Черниговщины, от имени всего народа? А памятник тирану — разве не является памятником Смерти?

Комментарии

Станислав Кульчицкий, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института истории НАН Украины:

— «Праздник со слезами на глазах», как поется в песне... Для России, которая претендует на статус мирового государства — это великий праздник Победы (с большой буквы), ведь именно нынешняя Российская Федерация сыграла ключевую роль в победе. Украина непременно должна праздновать этот день вместе с Россией, поскольку вклад наших земляков тяжело выделить из вклада всего Советского Союза, как и остальных союзных республик. Много чего мы в настоящий момент и не можем установить, да и, определенно, не нужно, потому что опасность, которая исходила от нацистской Германии, угрожала не только Советскому Союзу, но и всему миру, была колоссальной. Это нужно понимать в первую очередь.

В ходе празднования этой даты нюансы могут быть в Украине, Беларуси или Туркменистане, поскольку эти страны не претендуют на статус мировых государств.

На первом плане — проблема жертв войны. Мы до сих пор не знаем точного количества погибших на территории Украины — не только украинцев, но и жителей других советских республик. Так же мы не можем определить точное количество погибших за пределами Родины: только 600 тысяч советских воинов погибло в Польше.

В нашей стране слишком мало внимания уделяется чествованию памяти погибших. Это счастье, что у нас еще есть живые ветераны — свидетели той страшной войны. Много смертей забыто, а подвиг тех людей должен служить примером для воспитания молодого поколения, но, к сожалению, просветительская работа в Украине организована не наилучшим образом.

Наступило такое время, что наши дети не знают фигур Ленина или Сталина, и той страшной исторической правды, связанной с ними. Портреты Сталина, развешенные по всей Москве, могут быть опасными для молодого поколения, которое не жило в эпоху сталинщины, и не знает тех ужасов. Подавляющая часть людей до сих пор не знает правдивой истории тех времен.

Владимир Шевченко, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник образования Украины:

— В Украине везде нужно вешать портреты солдат, героев, воевавших в окопах, самолетах, своим ратным трудом завоевывая эту победу, свободу Украины от фашистов.

В Вашингтоне 1 января 1942 года 26-ю странами была подписана декларация, которая провозглашала своей целью уничтожение фашизма. Этот день празднуют все объединенные нации — не только постсоветские республики. 9 Мая празднуют США, Великобритания, Франция...

Эта победа для нас общая, и у каждого своя, в том числе и украинская. Мы вместе со всем миром должны отмечать этот день как самый важный в истории.

Олесь Янчук, режиссер, народный артист Украины:

— Я приведу вам очень показательный пример. Осенью в 2008 году я был в Нью-Йорке. Там есть участок под названием East Village. На фасаде одного из музеев этого района, где проходила выставка работ Пабло Пикассо, в качестве рекламы, был размещен огромный портрет Сталина работы Пикассо. В этом участке проживает много украинцев и американцев украинского происхождения, которые, увидев этот портрет, были крайне возмущены и выразили свой протест руководству музея и власти города, мотивировав это так: Сталин для украинцев — то же самое, что и Гитлер для евреев. Портрет был снят, а выставка длилась после этого еще около месяца.

Вторая мировая была чрезвычайно жестокой. Фашистская Германия с хорошо подготовленной армией имела молниеносный план, который не удалось воплотить, поскольку он не предусматривал холодные русские зимы.

Человеческие потери просто бесчисленны — жизнь человека для системы абсолютно ничего не значила. Сталин как-то сказал такую фразу: «У нас людей достаточно, у нас людей много» — еще тогда, когда ему предоставляли информацию о погибших от Голодомора в Украине 1933-го года. Такой же политики он придерживался и во время военных действий: в плен сдаваться запрещено — идти до конца, несмотря ни на что. Именно благодаря этому мужеству и миллионам смертей была одержана победа.

Мое личное отношение к Советскому Союзу, его главам и основателям, той системе террора, которая обеспечивала целостность этой супердержавы, может быть только негативным. Когда большевики пришли к власти, их первым призывом было организовать показательный террор. Ленин посылал телеграмму Троцкому в Воронеж, в которой приказывал организовать показательный массовый террор. Вся советская система держалась на страхе и терроре долгие годы.

Самое главное в этом празднике — отдать дань памяти тем, кто отдал жизнь или ушел из нее преждевременно из-за этой войны. У моего отца было военное ранение, именно поэтому он рано ушел от нас. С каждым годом живых свидетелей войны становится все меньше, мы не имеем права забывать о них, и должны быть им благодарны.

Меня лично раздражали парады, которые устраивал Виктор Ющенко. Был инцидент, когда один из танков просто заглох посреди Киева, и сдвинуть его с места мог лишь кран. А в прошлом году речь президента длилась на 9 минут дольше, чем было запланировано — таким образом, самолеты летели, сухопутные войска шли, а гарант говорил. Вот вам отражение ситуации в Украине.

Внимание нужно обращать совсем на другие дела, ведь главное — не количество единиц военной техники на параде, а человеческая память об этих страшных событиях.