Это была хорошая неделя для президента Обамы. Всего за семь дней ему удалось добиться принятия законопроекта о медицинском обслуживании, представляющего собой крупнейшую реформу правительства, направленную на поддержку американцев за последние несколько десятилетий. После этого в пятницу он подписал договор с Россией о сокращении ядерных арсеналов.
По причине обоих этих событий, однако, Соединенные Штаты не могут себе позволить еще одну войну. При помощи своего законопроекта о медицинском обслуживании господин Обама решил одну проблему – скандальную ситуацию с 40 миллионами американцев, не имеющих страховки.
Решив одну проблему, он не решил другую – этот законопроект слишком дорого стоит. В федеральном бюджете, включающем в себя огромные, массивные и неподъемные блоки медицинского и пенсионного обслуживания, кто-то должен уступить – и это будет министерство обороны.
«Большая волна» генерала Стэнли Маккристала (Stanly McChristal) в Афганистане скроет на время эту тенденцию за вихрем цвета хаки и новостных картинок, однако история американского – и британского – оборонного ведомства в ближайшие годы будет историей уменьшения ассигнований.
Международные усилия, направленные на создание новой эры контроля над вооружениями, предоставят удобную легенду для США при сокращении ядерных боеголовок, а также для Великобритании, если она решит уменьшить количество своих ракет Trident. Масштабные дипломатические инициативы до определенного времени будут скрывать настоятельную необходимость резкого сокращения бюджетного дефицита.
Если посмотреть на секторную диаграмму предполагаемых расходов федерального правительства на 2011 год, подготовленную Отделом управления и бюджета Белого дома (Office of Management and Budget), то уязвимость финансирования оборонного ведомства в условиях сокращения расходов становится очевидной. Правительственная программа предоставления помощи пожилым людям (medicare) и бесплатная медицинская помощь (Madicaid) для малоимущих , а также социальное страхование – так американцы называют свою систему пенсионного обеспечения – и выплаты процентов по государственному долгу составляют около двух третей расходов.
Здравоохранение и социальное страхование являются обязательными программами, и их почти невозможно подсократить без титанических усилий, продемонстрированных только что господином Обамой.
Обязательные элементы бюджета будут становиться все более обременительными по мере старения американской нации, и расходы на медицинское обслуживание и выплату пенсий устремятся вверх. По оценке независимого Главного счетного управления (General Accounting Office), необходимые расходы – если ничего не изменится – превысят все доходы правительства где-то между 2030 и 2040 годом.
Выплаты процентов по государственному долгу будут также быстро увеличиваться. Выплаты по процентам, которые немногим не дотянут до 200 миллиардов долларов в этом году, возрастут до 700 миллиардов к 2018 году. Такие данные приводит Тодд Хэррисон (Todd Harrison) - старший научный сотрудник вашингтонского исследовательского Центра стратегических и бюджетных оценок (Centre for Strategic and Budgetary Assessments).
В отличие от этого расходы на оборону – это управляемая, дискреционная программа, требующая ежегодного одобрения со стороны Конгресса. Эта часть бюджета воспринимается как бросающаяся в глаза огромная часть расходов, которая может быть урезана значительно легче, чем социальные программы. В момент представления бюджета выделяемые суммы на оборону и безопасность составляет около четверти всех расходов, однако некоторые затраты на Ирак и Афганистан не входят в эти статьи.
Чтобы обойти необходимость одобрения со стороны Конгресса, президент Буш осуществлял большую часть финансирования на ведение войны на основании специальных запросов на расходы, а господин Обама собирается покончить с этой практикой. По подсчетам господина Хэррисона, в период между 2000 и 2008 годом прямые расходы на обе войны составили 1,02 триллиона долларов, и эти затраты продолжают увеличиваться. В бюджете этого года Белый дом запросил 534 миллиарда долларов как управляемые (дискреционные) расходы и 4 миллиарда как обязательные расходы в базовом оборонном бюджете, плюс 130 миллиардов на Ирак и Афганистан.
При сокращение бюджетного дефицита, достигшего в 2009 году рекордной отметки в 1,4 триллиона долларов, расходы на оборону представляются очевидной целью. Доля направляемых средств на военный персонал растет – частично по причине большого количества отставных и получивших ранения военнослужащих, – что приведет к уменьшению количества свободных средств на новое оборудование. Неизбежно все это ограничивает желание даже просто рассматривать гипотетическую возможность новых войн.
Досрочный выход из Афганистана мог бы стать полезным. Афганистан оказался особенно затратной войной, и расходы в год на одного солдата там составляют 1,1 миллиона долларов в сравнении с 400 000 долларов в Ираке. Господин Хэррисон утверждает, что здесь вступают в силу экономика объемов – военные действия в Ираке до последнего времени были в десять раз масштабнее, чем с Афганистане, но также следует учитывать и объективную сложность маршрутов поставок, транспортировки топлива и других необходимых материалов как по проходящим через пустыни дорогам – при этом еще и под обстрелом, - так и вертолетами.
Нет сомнений в том, что Америка сократит свои военные расходы, которые в настоящий момент составляют поразительно высокие 4 процента от внутреннего валового продукта, и они больше совокупных расходов следующих за Америкой десяти самых богатых стран мира, при этом роль Америки как военной сверхдержавы никак не пострадает. Однако трудно не сделать вывод о том, что уровень накопленных Америкой в настоящее время долгов ограничивает желание воевать, и возможно, вообще его подавляет.
Поможет ли решить эту проблему законопроект господина Обамы о медицинском обеспечении? В последние дни настоящим эпизодом из комиксов Marvel можно считать то, как отличаются друг от друга прогнозы. Демократы считают, что он поможет сократить дефицит, тогда как республиканцы утверждают, что он увеличится на сотни миллиардов долларов.
Спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси (Nancy Pelocy) заявила, что законопроект сократит дефицит в течение 20 лет на 1,3 триллиона долларов, однако независимый Офис Конгресса по бюджету (Congressional Budget Office) полагает, что прогнозы более чем на десять лет лишены смысла, а за десять лет сокращение дефицита составит 143 миллиарда долларов.
Но даже это зависит от проведения Конгрессом дальнейших непопулярных сокращений при получении средств от повышения налогов для покрытия расходов, если все будет происходить как запланировано. Это будет зависеть также от способности привлечь денежные средства, уже предоставленные на другие цели.
Республиканцы утверждают, что намеченные сокращения и повышение налогов не получат одобрения, и это также весьма вероятно. Когда премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху удалось добиться встречи с господином Обамой в Белом доме, то главной темой в ходе этих напряженных переговоров стали последние противоречия между двумя лидерами по поводу израильской политики в области строительства новых поселений.
Было бы ошибкой преувеличивать в подобного рода стратегических отношениях роль бюджетных проблем Америки. Тем не менее, господин Нетаньяху просит господина Обаму быть в принципе готовым к проведению военного нападения на Иран в связи с его ядерной программой или поддержать Израиль, если он сделает это сам.
Однако ужесточение мнений внутри Белого дома не означает, что со стратегической точки зрения Америка не должна рассматривать возможность еще одной войны, но она просто не может себе это позволить по причине существующих бюджетных ограничений.