Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российско-американский договор о ядерных вооружениях: маленький шаг по долгой дороге

© коллаж ИноСМИРоссийско-американский договор о ядерных вооружениях
Российско-американский договор о ядерных вооружениях
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У нас есть хорошая новость: в прошлую пятницу США и Россия договорились серьезно сократить число развернутых стратегических боезарядов. Однако есть и плохая: если они используют друг против друга хотя бы часть оставшихся арсеналов, Вы, Ваша семья и все население нашей планеты заодно либо сразу же сгорите в огне ядерного взрыва, либо умрете от радиации или – несколько позже, когда наступит ядерная зима – от голода.

У нас есть хорошая новость: в прошлую пятницу США и Россия договорились серьезно сократить число развернутых стратегических боезарядов. Однако есть и плохая: если они используют друг против друга хотя бы часть оставшихся арсеналов, Вы, Ваша семья и все население нашей планеты заодно либо сразу же сгорите в огне ядерного взрыва, либо умрете от радиации или – несколько позже, когда наступит ядерная зима – от голода.

После окончания холодной войны обсуждать подобные кошмарные сценарии стало немодно, однако Москва и Вашингтон продолжают держать в состоянии боевой готовности тысячи ядерных боеголовок. Это, в частности, объясняет, почему даже с согласованным на прошлой неделе весьма скромным новым договором о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), который должен заменить соглашение от 1991 года, возникло столько проблем. Кроме того, это позволяет нам понять, как неимоверно трудно будет сократить арсеналы достаточно сильно, чтобы исчезло то, что президент Джон Кеннеди однажды назвал нависшим над человечеством дамокловым мечом.

Как сообщает Белый дом, новый договор по СНВ сократит число развернутых боезарядов — установленных в настоящий момент на межконтинентальных ракетах или бомбардировщиках— до 1550 с каждой стороны, то есть меньше, чем до 30 процентов от нынешнего уровня. Общее число ракет и бомбардировщиков, готовых к старту в каждый конкретный момент, будет сокращено до 700 – то есть составит меньше половины от нынешнего уровня. Это все равно оставляет сторонам достаточно огневой мощи, чтобы много раз подряд уничтожить инфраструктуру и оборонный потенциал друг друга. Более того, оговаривается только количество развернутых боеголовок, число же боеголовок, ракет и бомбардировщиков, которые стороны могут продолжать держать на складах, договор не ограничивает. Он также не затрагивает вопрос о тысячах тактических ядерных боезарядов и средств доставки меньшей дальности, которыми обладают стороны, и не влияет на планы США по созданию в Европе системы противоракетной обороны, которая, как опасаются русские, может снизить их потенциал сдерживания и сместить баланс ядерной угрозы в пользу американцев.

Согласованная версия договора повторяет практически без изменений версию, обсуждавшуюся в апреле прошлого года, несмотря на многомесячные проволочки, 40 переговоров на высоком уровне и 14 дискуссий между президентом Обамой и российским президентом Дмитрием Медведевым. Договориться оказалось непросто, потому что соглашение основывается на идее времен холодной войны, которая предполагает, что каждая из сторон должна обладать арсеналом, по мощи точно уравновешивающим потенциал другой стороны. Это заставило ряд специалистов по контролю над вооружениями предложить президенту Обаме продолжить сокращать ядерный арсенал Америки в одностороннем порядке, прежде чем переходить к дальнейшим симметричным сокращениям. Подобный шаг, считают они, укрепил бы доверие и помог бы ускорить процесс, не приводя к отказу от принципа взаимного гарантированного уничтожения, который больше пятидесяти лет удерживал стороны от ядерной войны.

«СНВ вернул идее ядерного паритета центральное место в стратегических отношениях между Россией и США, - полагает Ханс Кристенсен (Hans Kristensen) из Федерации американских ученых. – Сторонам следует быть осторожными, чтобы это не сделало их слишком зависимыми друг от друга».

Некогда эксперты по обороне считали идею односторонних сокращений наивным пацифизмом. Однако, как отмечает Кристенсен, при администрации Буша Соединенные Штаты уже сокращали число развернутых боеголовок в одностороннем порядке. ВВС США убрали в период с 2000 по 2009 год из Европы половину размещенных там тактических ядерных вооружений, несмотря на отсутствие подобных шагов со стороны России. США также добровольно сократили свои стратегические вооружения ниже лимита, установленного договором 2002 года, за три с половиной года до того, как это требовалось сделать. «Существует еще много назревших мер, - полагает он. – Америка, вероятно, может уже завтра сократить число боезарядов до 500 без каких-либо негативных последствий для своей национальной безопасности и для безопасности союзников».

Главное препятствие дальнейшим односторонним сокращениям следует искать не в российских ракетных шахтах, а в американском Конгрессе. Республиканцы уже беспокоятся, не собирается ли администрация Обамы подорвать американский потенциал ядерного сдерживания. В прошлом декабре сенаторы-республиканцы подписали письмо, в котором предупреждали, что они не ратифицируют новый договор по СНВ, пока Обама не пообещает «модернизировать» ядерный арсенал США – то есть не примет поддержанный республиканцами план создания нового поколения ядерного оружия. Многие сторонники разоружения в связи с этим больше не ожидают, что в апреле президент Обама в своем обзоре ядерного потенциала предложит резко сократить арсеналы. Резкое одностороннее сокращение только настроило бы республиканцев против администрации и осложнило бы процесс ратификации последующих ядерных соглашений.

Несмотря на политические ограничения, даже самые скромные неформальные договоренности и прочие меры по укреплению доверия « должны облегчить процесс официальных переговоров в будущем», считает преподаватель Университета Миннесоты Стив Андреасен (Steve Andreasen), бывший директор по контролю над вооружениями в Совете национальной безопасности США. При этом Андреасен, как и Кристенсен, считает особенно важными для успеха серьезного сокращения ядерных арсеналов процедуры верификации, которые стороны должны обговаривать заранее. Самым трудным в борьбе за контроль над вооружениями может оказаться убедить тех, кто принимает решения с обеих сторон, что призраков холодной войны необходимо срочно изгнать, и что нельзя больше жить рядом с тысячами нацеленных и готовых к запуску термоядерных боезарядов. Как заметил Андреасен, «чтобы сократить арсеналы, важнее не углублять договора, но углублять и расширять консенсус по поводу того, что снижение роли ядерного оружия в политике безопасности положительно скажется на нашей безопасности. Новое соглашение по СНВ – это только один шаг, но нужно сделать еще много шагов, столь же необходимых».