На следующей неделе в Праге российский президент Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама подпишут новый договор о сокращении стратегических вооружений (START). Это соглашение – историческое достижение, которое станет импульсом к дальнейшему прогрессу на пути к глобальному контролю вооружений. Но существует и другая, менее оптимистичная тенденция, с которой нам предстоит справиться, здесь и сейчас.
Распространение оружия массового поражения и способов их доставки угрожает как союзному блоку НАТО, так и России. В настоящее время более 30 стран или уже имеют или разрабатывают свои мощности для производства ракет. И в ряде случаев эти новые ракеты могут, в конечном счете, оказаться угрозой территориям Европы и ее населению.
Есть еще иранский вопрос. Иран подписал Договор о нераспространении ядерного оружия, и разрабатываемая им ядерная программа по его уверениям, предназначена только для мирных целей. Однако в своих действиях Иран выходит далеко за пределы того, что необходимо для программы сугубо мирного использования ядерной энергии. Утаивая часть ядерных объектов от Международного Агентства по атомной энергии, он играет в прятки с международным сообществом и отвергает все предложения сотрудничества с Соединенными Штатами Америки, с Европейским Союзом и другими странами. Совсем недавно иранское правительство заявило о своих планах в области обогащения урана до уровней, уже несовместимых с мирным использованием радиоактивного сырья, что бросает вызов решениям Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
У Ирана есть и своя развернутая программа по разработке ракетного оружия. По заявлениям иранских официальных лиц, диапазон действия их модифицированных ракет Шахаб-3 равен 2 тысячам километров. При таком диапазоне многие страны-союзники: Турция, Греция, Румыния и Болгария, - оказываются в пределах досягаемости иранских ракет.
В феврале 2009 года Иран вывел на орбиту космическую ракету-носитель САФИР 2. Это ключевая стадия в разработке ракет средней и межконтинентальной дальности. Если Иран доведет до конца эту разработку, вся Европа, как и вся Россия, окажутся в диапазоне действия его ракет.
Страны, нарушающие договор о нераспространении ядерного оружия, должны знать, что блок НАТО непоколебимо предан делу коллективной защиты и доктрине ядерного сдерживания. Столкнувшись с фактом распространения ракетных технологии, с непредсказуемыми режимами и лидерами, мы обязаны защищать интересы населения наших стран, реализуя наши возможности ядерного сдерживания и создания эффективной противоракетной обороны.
Мы начинаем не с нуля. Союзники НАТО в течение уже определенного времени рассматривают различные варианты противоракетной защиты. Сам североатлантический блок разрабатывает средства защиты своих войск, развернутых в разных местах земного шара. Но в связи с новым подходом США к вопросу противоракетной обороны возникли намного более эффективные возможности для блока НАТО, способные усилить территориальную защиту наших наций и населения наших стран.
По-настоящему единая евро-атлантическая система противоракетной обороны не только продемонстрирует коллективную волю НАТО обеспечить себе защиту от новых угроз, но станет недвусмысленном сообщением их противникам о том, что ракетное распространение ничего им не даст. А европейцы получат возможность для европейцев продемонстрировать США свою готовность внести свой вклад в самооборону, готовность играть активную роль в процессе, который до сих пор, в значительной мере через их головы, осуществляли в основном США и Россия.
Но есть и другая причина, почему следует развивать систему противоракетной обороны: необходимость создания новой динамичной европейской и евро-атлантической безопасности. В последние дни ведется много разговоров об архитектуре евро-атлантической безопасности. Россия, в частности, сосредоточилась на договорах, конференциях и политических договоренностях.
Безусловно, все это может быть полезным и важным. Мы должны вести переговоры. Мы должны искать общие политические подходы, по многим из них мы уже достигли соглашения, и с легкостью подтвердим это снова и снова. Но, по моему мнению, архитектуре совместной безопасности пора выйти за рамки проектов и чертежей. Необходимо строить. И система противоракетной обороны – конкретный объект.
В этом смысле сообщение о том, что США и Россия договорились о новом договоре в продолжение START, по которому ядерные потенциалы обеих стран будут сильно сокращены, создает хороший фон. Это новое соглашение сделает мир более безопасным, даст новый импульс сотрудничеству с Россией и в других областях, в частности, в развитии отношений между Россией и НАТО.
Приступив прошлым летом к исполнению своих обязанностей, я посвятил значительное время и усилия оживлению отношений между НАТО и Россией. С тех пор в ряде областей достигнут значительный прогресс, в том числе в совместном пересмотре списка общих угроз и проблем. Настала пора посмотреть на систему ПРО как на еще одну возможность для нас действовать сообща.
Мы нуждаемся в системе противоракетной обороны, которая охватила бы не только все страны НАТО но и Россию. Чем в большей мере мы будем видеть в общей системе ПРО защиту нашей совместной безопасности, совместно построенную, поддерживаемую и управляемую, тем лучше народы от Ванкувера до Владивостока будут чувствовать, что они являются частью единого сообщества. Общая крыша нашей безопасности была бы ярким политическим символом того, что Россия является полноправным членом евро-атлантической семьи, разделяя ее и выгоды.
Конечно, есть много сложных практических аспектов. Нам предстоит обеспечить возможность взаимодействия наших систем, в том числе возможность взаимодействия на уровне управления и разработать чувствительные технологии связи. Но это сотрудничество станет конкретным путем для построения отношений полного доверия.
По всем этим причинам пришло время выдвинуть вопрос противоракетной обороны на первый план. На предстоящем саммите НАТО, который состоится в ноябре этого года, должно быть принято решение о том, что создание противоракетной обороны является важнейшей миссией нашего союзнического блока, и что мы намерены использовать каждую возможность для сотрудничества с Россией.
Однако Россия тоже должна принять решение о том, чтобы видеть в противоракетной обороне не угрозу, а новые возможности для себя. Если это произойдет, мы продвинемся вперед к созданию системы противоракетной обороны, не только защищающей евро-атлантическое сообщество, но и объединяющей его.
С окончанием «холодной войны» у нас появились немыслимые до того возможности приблизиться к нашей цели: созданию единой, свободной и мирной Европы. Мы еще не достигли ее, но уверенно идем по этому пути. И система противоракетной обороны может внести свой вклад в эту позитивную тенденцию.