Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Связи российских и американских спецслужб ограничены, если не считать расследование взрывов в московском метро

© коллаж ИноСМИФСБ ЦРУ
ФСБ ЦРУ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Сотрудничество с Россией в контртеррористической борьбе всегда было делом весьма неопределенным и сомнительным, - сообщил этот источник, - если можно что-то получить в деле международной борьбы с чеченским терроризмом – а именно так они на это смотрят - тогда да, русские, и особенно ФСБ обеими руками за сотрудничество".

У представительства ФБР в Москве "великолепные отношения" с российскими коллегами. Оно сегодня наверняка просматривает базы данных американских спецслужб, пытаясь найти информацию, способную помочь в расследовании обстоятельств мощных взрывов в московском метро. Об этом в четверг сообщил хорошо информированный источник.

Но по прошествии определенного времени после террористических нападений 11 сентября на Нью-Йорк и Пентагон ЦРУ в особенности осознало, что русские не заинтересованы в обсуждении проблем, касающихся собственно американских интересов, в частности, террористических операций с территории бывших советских республик, граничащих с Афганистаном.

Эти отношения "нельзя назвать потрясающими, но они вполне хорошие, с учётом всех обстоятельств", заявил бывший представитель американских спецслужб, отвечавший за международное сотрудничество в вопросах борьбы с терроризмом и преступностью. Он не захотел назвать свое имя, чтобы иметь возможность свободно обсуждать данный вопрос.

ФБР направило запрос по данному вопросу в Белый Дом, который пока не ответил.

Американо-российское сотрудничество в контртеррористической деятельности в последние годы ослабло, так как Москва занята другими проблемами, такими как исламистское и националистическое движение в Чечне, заявил этот и два других источника из разведслужб.

Для России это всегда Чечня, все время Чечня, сказал в интервью работавший в свое время в Москве бывший сотрудник ЦРУ.

"Сотрудничество с Россией в контртеррористической борьбе всегда было делом весьма неопределенным и сомнительным, - сообщил этот источник, - если можно что-то получить в деле международной борьбы с чеченским терроризмом – а именно так они на это смотрят - тогда да, русские, и особенно ФСБ обеими руками за сотрудничество".

ФСБ, или Федеральная служба безопасности – это российский эквивалент ФБР.

"Однако, если мы обращаемся к ним с просьбой о помощи, - продолжает бывший сотрудник ЦРУ, - мы чаще всего даже ответа не получаем, не говоря уже о содействии. Это определенно улица с односторонним движением, и это вызывает бесконечное разочарование в большом доме" (штаб-квартире ЦРУ).

"Сразу после 11 сентября в Узбекистане все было довольно неплохо, - говорит он, - они помогли нам и узбекам нейтрализовать ИДУ (Исламское движение Узбекистана), но кроме этого сотрудничество идет лишь от случая к случаю".

Вклад русских в американскую контртеррористическую деятельность спустя пять лет после 11 сентября стал настолько незначительным, что руководитель службы тайных операций того времени Стивен Каппс (Stephen R. Kappes) (ныне он заместитель директора ЦРУ) отказался от приглашения ФСБ принять участие в ее ежегодной международной конференции.

В том году все европейские спецслужбы направили своих высокопоставленных представителей на это мероприятие (за исключением бывших советских прибалтийских республик, которые не были приглашены), проходившее в черноморском курортном городе Сочи.

ЦРУ побоялось участвовать в этом сборище, больше похожем на многодневную пьянку.

"Это всегда напоминало большой чекистский театр, - вспоминает бывший сотрудник ЦРУ, имея в виду первую из многих спецслужб Советского Союза, - тщательно продуманное шоу, но абсолютно бессодержательное".

"Там были шикарные обеды, роскошные ужины, большая попойка, оратор за оратором", - рассказывает он.

Русским нравилось, когда в таких мероприятиях участвовали американские и прочие западные спецслужбы. Они могли назвать такое участие своеобразным знаком одобрения и поддержки своих жестоких действий по подавлению исламских боевиков и националистов в Чечне.

По этим причинам Каппс решил не ехать в Сочи и послал представлять ЦРУ руководителя рангом пониже – главу московского представительства агентства, сообщил хорошо информированный источник.

С тех пор мало что улучшилось.

"Не знаю ни о каком значимом сотрудничестве, - заявил ушедший недавно в отставку высокопоставленный американский руководитель из контртеррористического ведомства, согласившийся говорить на условии соблюдения анонимности из-за деликатности обсуждаемого вопроса, - у них была своя стратегия, в центре которой находилось урегулирование чеченской проблемы. А международное сотрудничество в борьбе с "Аль-Каидой" находилось далеко не на первом месте в их списке".

Но есть одно исключение, соглашается этот источник: Иран. Российские и американские контрразведчики совместно следят за довольно крупным иранским посольством в Москве и за его сотрудниками.

Хотя ФБР и предложило Москве содействие в связи с терактами в метро, "русским в действительности не нужна никакая помощь в расследовании такого рода", заявил представитель контртеррористического ведомства США.

"К сожалению, они уже проходили через это, и они очень хорошо знают опасных игроков с Кавказа".

"Сотрудничество между США и Россией в вопросах контртерроризма существует, - добавил он, - но следует помнить, что те террористические угрозы, с которыми сталкиваются русские, в основном возникают в пределах их собственных границ. Для них это в основном внутренняя проблема".