Из блога читателя iHNed.cz
Обладатель Нобелевской премии президент Барак Обама и президент Дмитрий Анатольевич Медведев выбрали Прагу для осуществления своих планов по демонтажу ржавеющего ядерного металлолома. К громким заявлениям о безопасном мире без ядерного оружия, конечно, никто не может относиться серьезно. Ни Россия, ни США, безусловно, не откажутся от своего ядерного потенциала. И даже если обе стороны сократят свой арсенал до тысячи боеголовок у каждого, все равно они останутся главными ядерными державами в мире. У этих стран есть три причины, чтобы говорить о сокращении количества ядерного оружия (ЯО):
1. Очень накладно содержать ЯО в нормальном, боеспособном состоянии. Особенно термоядерное ЯО необходимо периодически «дополнять», а это означает деньги и дополнительную инфраструктуру, которую, как и оружие, надо содержать.
2. Удачный пример того, как из бесполезных ядерных бомб сделать электричество, у нас не так давно был. Американцы по программе «Megatons to Megawatts» успешно сжигали российский военный уран на своих ядерных электростанциях. Таким образом, после падения «железного занавеса» количество ЯО в мире сократилось в несколько раз. Понятно, что американцы сжигали и свой уран, и такое снижение числа ЯО, как в 1990-е годы, уже никогда не повторится. Дополнительное предложение военного урана тогда негативно повлияло на цены урана на мировых рынках.
3. США в последние годы предприняли попытки использовать на своих ядерных электростанциях и военный плутоний. То есть теперь появляется возможность «переплавить» и другое ЯО в электричество, не только ЯО с ураном и плутонием. Но единственная страна, у которой сегодня есть эта технология (МОХ-топливо), действительно передовая технология в промышленном отношении, - это Франция. И то, что удалось успешно сделать американцам, - это топливо, сделанное именно из американских запасов плутония на французских заводах по производству МОХ-топлива. А построить такие заводы, конечно, в силах и России, и США.
Что это означает для нас, для Чехии? Только одно: давайте построим у нас ядерные реакторы, которые могут использовать МОХ-топливо, плутония на рынке в течение следующих нескольких лет будет предостаточно.
Не будем столь критичны: что действительно заслуживает похвалы, так это та медийная ловкость, с которой эта экономическая необходимость предстает перед всем миром как богоугодное намерение. Ну что, Нобелевская премия в следующем году отправляется в Россию? Только вот не знаю, по экономике или за мир, пусть это будет сюрпризом.
Радек Шкода с 2002 года преподает на инженерном ядерно-физическом факультете в Праге (Fakultа jaderná a fyzikálně Inženýrská, ČVUT). Специализируется на физике ядерных реакторов и экономике ядерных электростанций.