Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва отвергает односторонние действия США по созданию противоракетной обороны

© РИА Новости / Перейти в фотобанкДмитрий Рогозин в Московском государственном институте международных отношений МИД РФ
Дмитрий Рогозин в Московском государственном институте международных отношений МИД РФ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После подписания нового договора СНВ на следующей неделе неудобная тема, связанная с противоракетной обороной, не исчезнет из повестки дня. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров ясно заявил в одном из телевизионных интервью: «Договор не содержит никаких положений, которые облегчали бы создание американской системы противоракетной обороны, представляющей опасность для России».

Общая оценка предполагает взаимную ответственность. Однако Россия должна поддерживать односторонние решения США.

После подписания нового договора СНВ на следующей неделе неудобная тема, связанная с противоракетной обороной, не исчезнет из повестки дня. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров ясно заявил в одном из телевизионных интервью: «Договор не содержит никаких положений, которые облегчали бы создание американской системы противоракетной обороны, представляющей опасность для России».

США и не думают о том, чтобы отказаться от своих планов.  Они больше заняты восхвалением «новой конфигурации» противоракетной обороны, которая будет, по словам моего коллеги в Брюсселе и постоянного представителя США в НАТО Иво Даалдера (Ivo H. Daalder), «более мощной, более гибкой и более быстрой». Москва не пытается влиять на процесс принятия внутриполитических решений в администрации США. Однако она вправе требовать совместного учета национальных интересов. Партнерство – это танго для двоих. По одиночке можно в лучшем случае танцевать брейк-данс.

Подписанное в прошлом году президентами России с Соединенных Штатов совместное заявление о противоракетной обороне предусматривает совместную оценку вызовов, связанных с распространением ракетных технологий. На основе такого анализа должны вырабатываться рекомендации для дальнейших действий, а также определяться средства, при помощи которых может быть осуществлено наблюдение за такого рода ракетными программами. Однако Соединенные Штаты, судя по всему, намерены в будущем действовать самостоятельно и в одностороннем порядке размещать свои военные объекты на территории иностранных государств.

Американская система противоракетной обороны продолжает оставаться уравнением со многими неизвестными. Новая концепция представляется как «поэтапная, адаптированная система». Это интересно. Известно, что США все же собираются разместить противоракетные установки в Польше.  Кроме того, эта «адаптированная» система предусматривает, как нам известно, установку элементов противоракетного щита еще по крайней мере на территории Румынии и Болгарии. С российской точки зрения, это очень серьезное решение. Не последуют ли за этим размещение боевых систем Aegis в акватории Черного моря у российских берегов?

Еще один ключевой вопрос – это участие России как крупнейшей европейской державы в создании общеевропейской системы противоракетной обороны. Мы задаем себе вопрос: участие в чем? К тому же в силе остаются предложения России о совместном использовании радара в Габале (Азербайджан), а также станции раннего предупреждения в Армавире на юге России. Мы приветствуем сигналы, которые свидетельствуют о том, что Москва рассматривается как полноценный и равноправный союзник. Очевидно, что все должны получить пользу от участие в этом проекте. Поэтому нас раздражает недоверие на ранней фазе реализации этого проекта.

Если говорить о перезагрузке, то в таком случае должны быть ясны намерения и цели. К сожалению, пока этого не произошло. А как иначе следует понимать попытки США отказаться от любых ограничений при разработке новой системы противоракетной обороны и размещении ее элементов? Вызывает беспокойство, что США навязывают своим партнерам  и союзникам свое собственное представление об угрозах, а некоторые страны они даже объявляют изгоями, против которых могут применяться соответствующие меры. Считает ли Вашингтон ракетную угрозу, исходящую от Ирана, Сирии или Северной Кореи, столь очевидной, что его точка зрения будет принята безоговорочно, без консультаций с союзниками по НАТО и Россией? Только общая оценка угрозы может привести к принятию взаимной ответственности. Но сегодня нам предлагают принять коллективную ответственность за решения одного государства. Неужели  Вашингтон действительно надеется на то, что Россия согласится с подобного рода условиями?

И европейские партнеры США по НАТО, судя по всему, глубоко задумались. Предусматривает ли предлагаемый США проект одинаковое участие союзников в строительстве и использовании системы противоракетной обороны, или же США необходимо только их согласие на размещение своих военных баз на их территориях? И вот это и есть «сложение возможностей» США и НАТО… Принципиальный вопрос состоит в том, чьи пальцы будут нажимать на пусковую кнопку (Startknopf)? Хиллари Клинтон год назад передала российскому министру иностранных дел  символическую кнопку «перезагрузки»(«Neustart»-Knopf). Она больше, чем обычная кнопка, и на ней достаточно места для двух пальцев. Должна ли будущая пусковая кнопка (Startknopf) системы противоракетной обороны быть размером с пиццу, чтобы было достаточно места для всех 28 членов этой организации? И останется ли место для других партнеров, которых хотят привлечь Соединенные Штаты?

Я надеюсь, что озабоченности России будут правильно поняты. Общеевропейская система противоракетной обороны имеет все шансы для того, чтобы стать совместным делом. Проект такого масштаба нельзя осуществить без взаимного доверия.