Планы Тегерана созвать собственную ядерную конференцию сразу после конференции в Вашингтоне станут важной пробой сил.
Иранское правительство назначило свою международную конференцию по разоружению на 17-18 апреля. Она начнется через четыре дня после того как завершится вашингтонский саммит по ядерной безопасности, организованный Бараком Обамой, и за пару недель до пересмотра Договора о нераспространении ядерного оружия, который будет проходить в Нью-Йорке.
Выпущенный сегодня пресс-релиз ясно дает понять, что обсуждаться на тегеранской конференции будет вопрос о предполагаемом невыполнении ядерными державами части Договора, относящейся к разоружению. В частности, одна из тем для обсуждения будет звучать так:
«Рассмотрение ядерных доктрин и их несоответствия современной ситуации в мире; ядерные державы, к сожалению, продолжают настаивать на важности ядерного оружия для своих военных доктрин и иногда угрожают неядерным державам этими негуманными и разрушительными вооружениями».
Созыв двух конкурирующих конференций даст возможность Вашингтону и Тегерану помериться силами. В частности это позволит понять хватит ли нового российско-американского договора по СНВ, чтобы убедить безъядерные державы не вставать на сторону Тегерана, и в достаточной ли мере Барак Обама выполнил данные им год назад в Праге обещания в области разоружения. Иран не был приглашен на вашингтонский саммит (хотя Израиль был), а американцев не пригласили в Тегеран.
Соперничество началось важной победой Обамы, когда на вашингтонский саммит, главной темой которого станет охрана хранилищ ядерного топлива от проникновения террористов, решил прибыть президент Ху.
Между тем, Саид Джалили (Saeed Jalili), главный ядерный переговорщик Ирана, провел в Пекине заранее запланированную встречу с министром иностранных дел Китая Яном Цзечи (Yang Jiechi), однако не смог помешать Китаю согласиться на участие в переговорах в Нью-Йорке по новым санкциям ООН.
Иранцы также активно заигрывают с Индией и другими столпами Движения неприсоединения. Дипломатический успех тегеранской конференции будет зависеть от того, приедут ли на нее представители таких стран, как Китай, Индия, Бразилия и Южная Африка, и на каком уровне. Разумеется, в связи с этим нас в ближайшее время ждет немало дипломатической суеты – Вашингтон и его союзники будут требовать от других мировых столиц, чтобы те не позволяли Тегерану, прикрываясь идеями разоружения, отвлекать внимание от его собственных проблем с МАГАТЭ.
Со своей стороны, Иран будет напоминать союзникам о заложенном в Договоре о нераспространении неизбежном неравенстве между ядерными и неядерными державами, и, без всякого сомнения, обе стороны будут предлагать дипломатические и экономические приманки разного рода.