Эдмонтон. - Громко играет музыка, и Мюррей Хоуэлл (Murrey Howell) выскакивает на сцену. На нем национальная рубашка с вышивкой, шаровары и красные кожаные сапоги. На талии он повязал красную шелковую шаль. Хоуэлл крутится вокруг собственной оси, подпрыгивает вверх, разводя ноги, и делает сальто. Собравшаяся публика ритмично хлопает в ладоши и подбадривает выступающую группу. Все это происходит в полдень, в пятницу в городе Эдмонтоне на западе Канады. На театральной сцене университета провинции Альберта Мюррей Хоуэлл танцует гопак. Это украинский народный танец, а в переводе он означает «Прыжок». «На сцене я весь во власти эмоций. Так напоминает о себе сердце моей украинской матери», говорит Хоуэлл и улыбается.
Этот 27-летний канадец является членом ансамбля «Шумка» - это самая известная украинская танцевальная группа в Северной Америке. В нее входят 60 артистов и 300 учеников. Многие из них – как и Хоуэлл – украинского происхождения. Группа гастролирует по всему миру и зарабатывает неплохие деньги на своих танцах. Эта танцевальная группа является своего рода визитной карточкой украинской культуры в Канаде, и ею гордятся все украинцы в Эдмонтоне.
В столице западной канадской провинции Альберта проживает примерно 150 000 человек, имеющих украинские корни – это почти каждый пятый житель Это самое большое городское поселение украинцев за пределами их родины, а также России. У украинских канадцев в Эдмонтоне есть собственная церковь, они направляют своих детей в двуязычные школы, получают информацию из собственных газет и поддерживают свою культуру. Премьер-министр Альберты Эд Стельмах (Ad Stelmach) также родом с Украины.
Тесные политические связи
Каждый год в Канаду эмигрируют от 50 000 до 100 000 украинцев. Политические связи между обеими странами очень тесные. Канада была первой западной страной, признавшей независимость Украины в 1991 году. Многие канадцы были сторонниками прозападной оранжевой революции. Теперь они обеспокоены тем, какой курс выберет страна после победы на недавних выборах пророссийских сил. Украина, в свою очередь, не поддерживает таких тесных отношений ни с каким другим государством-членом НАТО.
«Здесь в Эдмонтоне очень внимательно следят за тем, что происходит в Киеве и в Москве», рассказывает Роман Брытан (Roman Brytan). Каждый вечер с шести до семи он ведет радиопрограмму в Эдмонтоне на украинском языке. Дед и бабка Брытана эмигрировали после войны, а его родили воспитали его в двуязычной среде. Когда он говорит, он постоянно переходит с английского языка на украинский. В своей передаче Брытан обсуждает политические вопросы. «Очень многие слушатели проявляют беспокойство в связи с тем, что Украина теперь вновь может утратить свою независимость», говорит он и подчеркивает, что украинские канадцы еще с советских времен считают себя хранителями независимости своей родины. Поэтому в таких городах как Эдмонтон они так много внимания уделяют своей культурной идентичности. Поэтому в диаспоре у них развивается такое национальное чувство, и они с недоверием относятся к Москве.
Это подтверждает также Елена Шарабан (Elena Scharabun). Этой 53-летней женщине принадлежит в центре Эдмонтона старейший и крупнейший в Северной Америке украинский книжный магазин. У нее на складе хранятся книги 10 000 или 12 000 наименований, преимущественно на украинском языке. «Я выросла с такими боевыми лозунгами как «Требуем независимости для Украины!», - признается она.- Мы все были националистами».
Помимо книг Шарабан предлагает также различные пасхальные предметы. На ее торговых полках располагаются сотни разрисованных и раскрашенных пасхальных яиц. Есть также великолепные пасхальные корзинки, кулинарные книги с рецептами приготовления праздничных куличей, поздравительные открытки, национальные костюмы, вязаные предметы, распятия и иконы. Как и многие другие канадцы украинского происхождения, Шарабан соблюдает церковные традиции. После падения железного занавеса она часто посещает Украину. Для нее эта страна почти как еще одна родина. «Я говорю на этом языке и чувствую себя очень тесно связанной с этим народом». Тем не менее она, по ее словам, прежде всего канадка. Для нее никогда не стоял вопрос о том, чтобы вернуться на Украину. «Из-за семьи это невозможно».
Вот и Лариса Торошенко (Larissa Toroshenko) недавно вернулась с Украины. 23-летняя девушка входила в состав 2000 канадцев, которые зимой работали в качестве официальных наблюдателей на президентских выборах на Украине. Торошенко близко к сердцу принимает все, что связано с демократией в этой стране, именно поэтому она пожертвовала своим свободным временем. Хотя она и жалеет, что результаты выборов оказались именно такими, она не хотела бы их преувеличивать. «Надо уважать мнение избирателей, - говорит она. – Многие Украинцы должны еще понять, что нельзя выигрывать каждый раз. Ведь так устроена демократия».
Торошенко живет в Вегревилле (Vegreville). Это небольшой городок, расположенный недалеко от Эдмонтона. Именно этот город был в 19 и 20 веке центром украинской эмиграции. Здесь у каждого второго жителя есть родственники в каком-нибудь восточноевропейском городе, и здесь люди с давних времен занимаются земледелием. Раньше урожай собирали руками. Теперь в сараях стоят огромные зерноуборочные комбайны. У въезда в город украинцы установили самую большую писанку в мире – огромное раскрашенное пасхальное яйцо из металла. Торошенко, чьи родители переселились в Канаду после войны, работает чуть подальше в музее под открытым небом под названием «Деревня украинского культурного наследия».
В музее расположена деревянная церковь с башнями, украшенными луковичными куполами, а рядом находятся традиционные крестьянские дома. В год музей посещают около 50 000 человек. Торошенко и ее коллеги пытаются создать живой музей – они носят платки, пекут хлеб и стирают белье. Мужчины работают в кузнице или управляют плугом, который тянет за собой лошадь. Самое крупное событие в году происходит в августе – это «Украинский день», на который собираются до 10 000 человек для того, чтобы отметить праздник урожая. Они танцуют под народную музыку, поедают традиционные вареники - пироги с сыром - и посещают православную церковную службу.
Для канадских украинцев все это больше чем просто национальный фольклор. «Церковь, танцы и кухня всегда были основными составляющими нашей идентичности», - объясняет отец Корнел Зубрицкий (Cornell Zubritsky). У этого 40-летнего мужчины седая борода, на которой покоится деревянный крест. Зубрицкий является священником украинско-православного собора, и таких церковных общин в Эдмонтоне всего пять. Около 600 человек регулярно посещают его церковь.
Молодежь держится обособленно
Утром в воскресенье накануне Пасхи собрались около 120 человек, прежде всего это пожилые люди, но пришли также несколько семей. Зубрицкий стоит, повернувшись спиной к пастве за украшенной деревянной аркой. Внутри сильно пахнет ладаном, на алтаре размещены золотые иконы. В своей молитве он приносит благодарность украинскому Богу, церкви, а также «королеве Елизавете – нашей щедрой правительнице». Эти слова обязательны, так как британская королева все еще является главой канадского государства. Это указывает также на ту дилемму, с которой сталкиваются сегодня украинские канадцы.
У молодых падает интерес к украинской культуре. За два последние года православный семинар в Виннипеге закончил только один выпускник. Детские сады закрываются, так как невозможно найти воспитательниц, владеющих украинским языком. Во многих семьях родной язык больше не используется. Демократизация только ускорила этот процесс. «Падение (Берлинской) стены принесло для украинской общины в Канаде не только позитивные результаты, - считает отец Зубрицкий. – Теперь, когда Украина свободна, мы здесь в диаспоре не так уж важны как хранители украинской идентичности, как это было раньше».
А если на Украине в политическом плане будет сделан шаг назад и русские опять возьмут в свои руки бразды правления? Сплотит ли это вновь украинцев в Канаде? Зубрицкий не хочет в это верить. «Я канадский и украинский патриот. Это разобьет мое сердце».