Бессвязная речь, произнесенная президентом Афганистана Хамидом Карзаем в четверг, вызывает беспокойство. Его бредовая критика ООН и правительств, чьи войска рискуют своими жизнями в борьбе с Талибаном, осложняет и без того непростые усилия по стабилизации Афганистана.
Кроме того, она разрушает хрупкую общественную поддержку стратегии президента Обамы, предусматривающую защиту и улучшение жизни мирного афганского населения, а также нанесение поражения талибам.
Эти усилия зависят от заслуживающего доверия руководства в Кабуле. Уже давно неясно, может ли г-н Карзая обеспечить подобное руководство, и его последние замечания ничем не помогают в разрешении этой загадки. Вместо того, чтобы признать свои неудачи и постараться исправить их, г-н Карзай решил обвинить других в том, что они ложно критикуют его самого.
После своей победы на президентских выборах в прошлом году г-н Карзай недовольно признал, что голосование было испорчено фальсификациями. В четверг он заявил, что это сделали “иностранцы”, подкупавшие чиновников и манипулировавшие результатами. Виновники? Западные посольства и два чиновника: Питер Гэлбрэйт (Peter Galbraith), бывший заместитель специального представителя ООН в Афганистане и сыгравший важную роль в раскрытии фальсификаций, и Филипп Морийон (Philippe Morillon), бывший во время выборов главным наблюдателем от Европейского Союза.
Г-н Карзай также обвинил западных журналистов, включая репортеров газеты The New York Times, в ложных репортажах. В пятницу он позвонил госсекретарю Хиллари Клинтон, чтобы попытаться убедить ее в том, что его замечания были направлены только на прессу. Его оправдания были неубедительны, так же как его обвинения были абсурдны. Как достоверно сообщали журналисты, наблюдатели обнаружили крупные вбросы бюллетеней, и большинство манипуляций были в пользу г-на Карзая.
Г-н Карзай зашел еще дальше на опасную территорию в четверг, когда он заявил, что западные силы, воюющие с талибами, находятся на грани превращения в “захватчиков”. Если это сравнение закрепится в общественном сознание, это может стать катастрофой, приведя афганцев на сторону Талибана.
Г-н Карзай действует не только против интересов защищающих его правительств, но и против интересов своего собственного народа. В среду нижняя палата афганского парламента отклонила новую версию избирательного закона, которая позволила бы ему назначать всех пятерых членов агентства, расследующего нарушения на выборах. Сегодня ООН назначает троих из пятерых членов этой комиссии.
Г-н Карзай несомненно был смущен, когда г-н Обама совершил свою первую поездку в Кабул в прошлое воскресенье, чтобы объяснить афганскому президенту, что тот недостаточно быстро улучшает систему управления, борется с коррупцией, продвигает диктатуру закона и разрабатывает план, призванный убедить мятежников перейти на сторону правительства. Но г-н Обама был совершенно прав, и эти задачи становятся все более срочными в то время, как силы коалиции сталкиваются со своей крупнейшей на сегодня целью - оплотом талибов в Кандагаре.
Временами давление на г-на Карзая оказывалось недолжным способом, но г-н Обама был прав, призвав его к ответственности так, как этого никогда не делала президент Джордж У. Буш. Президент США должен ясно дать понять, что в случае необходимости Вашингтон будет работать в обход г-на Карзая, направляя финансовую помощь через компетентные министерства и помогая усиливать органы местного самоуправления.
Г-н Карзай поощряет тех, кто хочет, чтобы Соединенные Штаты ушли из Афганистана. Он рискует свести сложное обсуждение стратегии к представлению о том, что американцы жертвуют свои жизни просто для того, чтобы удерживать его у власти. Сложно придумать лучший способ поставить крест на будущем Афганистана и его собственном.