Спустя год после своего знакового обещания начать движение к "миру без ядерного оружия", президент Обама провозгласит во вторник новую стратегию, которая ограничивает роль такого оружия, однако является более сдержанной и осторожной, чем рассчитывали многочисленные сторонники американского руководителя. Президент предпочел следовать умеренным курсом во многих ключевых вопросах.
Согласно новому курсу, администрация отказывается от применения этого смертоносного оружия против неядерных государств. В этом кардинальное отличие от позиций предыдущих администраций, которые заявляли о возможности применения ядерного оружия против неядерных государств в ответ на биологическое или химическое нападение.
Однако Обама включил сюда важную оговорку: эти страны должны выполнять свои обязательства по нераспространению в рамках международных договоров. Такое условие означает, что Иран останется в списке потенциальных целей для нанесения удара.
В новой стратегии также указывается, что американское ядерное оружие в основе своей является средством сдерживания. Некоторые законодатели-демократы призывали Обаму пойти дальше и объявить, что Соединенные Штаты не будут в случае возникновения конфликта применять ядерное оружие первыми. Однако представители министерства обороны и государственного департамента выразили обеспокоенность по поводу того, что такое изменение может напугать союзников, находящихся под защитой ядерного "зонтика" США.
Ядерная стратегия администрации изложена в документе, носящем название Nuclear Posture Review (по сути дела, это концепция применения ядерных сил – прим. перев.), который будет опубликован в начале следующей недели, наполненной важными событиями. Главное событие в этом ряду - подписание в четверг нового договора с Россией о сокращении ядерных вооружений. Затем Обама проведет в следующий вторник саммит по контролю за ядерными материалами, в котором примут участие как минимум 40 глав государств.
Этот доклад о состоянии ядерного потенциала США очень важен, потому что в нем излагается механизм принятия решений по ядерной политике США на предстоящие 5-10 лет. В документе рассматриваются такие вопросы, как размеры ядерного арсенала, капиталовложения в строительство подводных лодок, ракет и ядерных лабораторий. Нынешний документ вызывает особые надежды в связи с программой действий президента в ядерной области, которая помогла ему в прошлом году стать лауреатом Нобелевской премии мира.
Новая концепция существенно отличается от ядерной доктрины администрации Буша, причем по ряду направлений. Однако официальные лица и аналитики заявляют, что ее характерной чертой является осторожность и осмотрительность. Такой подход отражает стремление не расстраивать военных и республиканцев в Конгрессе в момент, когда Обама надеется добиться ратификации нескольких ядерных соглашений.
В документе также нашла отражение преемственность ядерного истэблишмента, поскольку министр обороны Роберт Гейтс работал и в предыдущей администрации, говорит ядерный эксперт Джордж Перкович (George Perkovich).
"У нас нет Робеспьера, который придет и скажет: "Руби им головы – мы будем все делать иначе"", - заявил Гейтс в понедельник, выступая в Фонде Карнеги за международный мир.
Вместе с тем, отмечает Перкович, в этом документе есть и существенное отличие, поскольку главное внимание в нем уделяется террористам и странам-изгоям, которые названы основной ядерной угрозой. В нем также сужаются рамки возможных сценариев, при возникновении которых США намерены применять ядерное оружие.
Во время своей предвыборной кампании Обама пообещал работать вместе с Россией над снижением уровня боеготовности ядерных сил, заявив, что "поддержание ядерного оружия в полной готовности к пуску по сигналу оповещения – это опасный пережиток "холодной войны"".
Знакомые с новой концепцией политики говорят о том, что оружие не будет снято с дежурства, но у президента появится больше времени для принятия решения о том, производить ядерные пуски или нет. Американские военные выразили свою обеспокоенность в данном вопросе. Глава стратегического командования ВС США генерал Кевин Чилтон (Kevin P. Chilton) сделал в прошлом году по этому поводу весьма образное сравнение. Он сказал, что это все равно, что разобрать автомат на части и отправить детали по разным адресам во все концы страны. "Вы сразу окажетесь в кризисной ситуации, когда решите его собрать", - заявил он.
По словам официальных представителей, в плане Обамы предусмотрена совместная работа с русскими по снижению угрозы случайных пусков. Один из вариантов предусматривает возрождение идеи создания совместной системы раннего предупреждения. Стороны обсуждали этот вопрос в 2000 году, но реального воплощения он так и не нашел. А это крайне важно, так как американские эксперты считают, что российская система раннего обнаружения больше подвержена случайным сбоям и ошибкам.
Высокая степень готовности ядерных сил сохраняется со времен "холодной войны". Она была направлена на предотвращение и предупреждение советской атаки. Идея заключалась в том, что в случае советского ракетного нападения Соединенные Штаты быстро запустят свои ракеты наземного базирования. В результате ракеты противника поразят лишь пустые американские шахты, а американские ракеты нанесут по Советам сокрушительный удар.
Исполнительный директор исследовательской Ассоциации по контролю над вооружениями (Arms Control Association) Дэрил Кимболл (Daryl G. Kimball) отмечает, что предлагаемые меры по предотвращению ядерных инцидентов пусть и носят ограниченный характер, но все равно являются позитивными.
"Важно то, что делается это в короткие сроки, что данный вопрос не откладывается на несколько лет", - говорит он.
Один высокопоставленный руководитель заявил, что новая концепция будет иметь почти тот же эффект, что и снижение степени боеготовности ядерного оружия. "Хотя мы имеем возможность для запуска сразу, как только на наших радарах появятся сигналы оповещения, президент может этого и не делать", - сказал он.
Ядерная концепция выходит с задержкой в четыре месяца. Вызвано это межведомственными спорами о том, насколько можно менять существующую доктрину, не вызывая при этом недовольство у союзников. В начале года документ был представлен на рассмотрение высшего руководства, но его забраковали, назвав очень похожим на концепцию администрации Буша. Об этом говорят знакомые с деталями подготовки документа представители.
Администрация Обамы надеется, что новая концепция и новый договор с Россией поднимут ее авторитет и вес в момент, когда она готовится потребовать введения более жестких санкций против государств-отщепенцев на важной майской конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия, который на протяжении десятилетий является главной основой ядерного контроля.
В новой концепции звучит призыв существенно увеличить финансирование ядерных лабораторий и объектов в целях сохранения и надлежащего обслуживания стареющего ядерного арсенала. Чиновники из администрации заявляют, что такие инвестиции повысят уверенность в эффективности этого арсенала и со временем дадут возможность сократить лишнее оружие.
Но увеличение бюджета вызвало удивление среди некоторых экспертов по контролю вооружений. Они обеспокоены, так как это свидетельствует о том, что ядерный комплекс США сохранится на десятилетия.
Главной темой для дебатов в этом документе стал вопрос о том, разрабатывать или нет новый боезаряд, а также, какой объем работ по модернизации старых боеголовок превратит их в совершенно "новое" оружие. В прошлом году Конгресс заявил, что "программы продления срока службы" боезарядов должны проверяться в индивидуальном порядке, и что любые вносимые изменения должны носить ограниченный характер, сохраняя существующий уровень ядерного потенциала безо всякого наращивания.
Многие ядерные аналитики полагают, что в этом документе не будет никаких требований о внесении срочных изменений в имеющиеся ядерные боезаряды, срок службы которых в настоящее время продлевается в рамках этих программ. Данный вопрос, скорее всего, будет отложен на более поздний срок.
Говорит старший аналитик из Союза обеспокоенных ученых (Union of Concerned Scientists) Стивен Янг (Stephen Young): "Администрация сделает правильный выбор, если решит не создавать сейчас новый ядерный боезаряд. Но она оставит двери открытыми для такого создания, просто отложив этот вопрос на потом. Нас беспокоит то, что есть люди, стремящиеся как можно быстрее пройти через эти двери, хотя ученые говорят, что делать это не нужно".