Если верить тому, что оружие отгружает сам дьявол, то бедолаге Люциферу сейчас просто не позавидуешь. Он наверняка запутался в огромном количестве бронетехники, истребителей-бомбардировщиков, систем противовоздушной обороны и других зловещих изделий, которые ему предстоит отправить из России в Венесуэлу. Поскольку никакой открытости ждать не приходится, как со стороны Кремля, так и дворца Мирафлорес (резиденция президента Венесуэлы), то договоры на поставку вооружений вызывают массу вопросов.
Если к отсутствию открытости добавить ещё и малую толику геостратегических интересов, то дело приобретает ещё более запутанный характер. «Холодная война» закончилась уже давно, и Венесуэла интересует Москву лишь как база для финансового десантирования в Латинскую Америку. Именно поэтому Владимир Путин никогда не торопил своего партнёра Уго Чавеса с оплатой заказываемого им вооружения. Как видим, и сам Путин не торопится с поставкой. Вот почему эксперты никак не могут понять, сколько долларов должен один и сколько оружия поставил другой.
Прибыв вчера в Венесуэлу, российский премьер-министр сообщил, что его страна подписала договоры с правительством Уго Чавеса на сумму порядка 5 миллиардов долларов. Согласно Путину, в эту сумму входит кредит, предоставленный Москвой Каракасу в сентябре прошлого года на сумму в 2,2 миллиарда долларов и до сих пор не использованный. Согласно российским источникам, Венесуэла заинтересована в приобретении в трёх подводных лодок, 92 танков T-72, боевых вертолётов, реактивных систем залпового огня «Смерч» и зенитных комплексов С-300, а также других видов вооружения.
За последние пять лет Чавес подписал с Россией договоров на поставку истребителей «Су», боевых вертолётов, 100 тысяч автоматов Калашникова и зенитных комплексов общей стоимость 4,4 миллиарда долларов. Однако вооружение поставляется со скоростью в час по чайной ложке. По всей видимостью, именно с той скоростью, с какой подписываются платёжные поручения в Каракасе.
Москву не слишком интересует отсутствие ликвидности, с которым столкнулось правительство Чавеса ввиду экономического кризиса. Всегда можно изыскать альтернативные формы оплаты. Российский премьер это знает и потому в пятницу подписал с президентом Венесуэлы соглашение на 20 миллиардов долларов о совместной эксплуатации нефтеносного района реки Ориноко. Но до настоящего момента Путина выдал лишь чек на 600 миллионов долларов в качестве «аванса» к первому проекту.
Венесуэльский аналитик Карлос Ромеро (Carlos Romero) на сей счёт сомнений не имеет: «Это бартерная сделка», заявил он в телефонном интервью из Каракаса. «Венесуэле придётся расплачиваться нефтью за оружие, которое она намеревается приобрести в России». Как считает Ромеро, Москва заинтересована лишь в венесуэльской нефти, чтобы «участвовать в крупной сделке по продаже нефти в США».
Росио Сан Мигель (Rocío San Miguel), венесуэльский экспeрт по оборонным вопросам, разделяет точку зрения Ромеро относительно стратегических намерений России: «Они хотят получить деньги от эксплуатации нефтяных промыслов на Ориноко и получить долю в этом бизнесе».
Заявления Путина о соглашении на 5 миллиардов долларов, полагает эксперт, вызвали лишь «всеобщее замешательство». «Ещё продолжают поступать заказы от 2006 года. Ещё не возведены заводы по сборке автоматов Калашникова и производству патронов, по которым подписаны контракты. Поэтому неясно, идёт ли речь о накопившейся с тех пор сумме или о новом договоре», подчёркивает Росио.
По мнению обоих экспертов, проблема заключается не в закупках вооружения правительством Чавеса, которые не нарушают военного баланса в Латинской Америке. За последнее время в ещё больших масштабах приобрели вооружений и военной техники Колумбия, Бразилия и Чили. «Дело в том, что учитывая возникшие экономические трудности, эти деньги могли бы быть направлены на другие нужды», заявляет Ромеро, попутно ставя в упрёк правительству Чавеса принятие в прошлом году закона, согласно которому содержание договоров с Россией не подлежит огласке.