И Бараку Обаме и его российскому коллеге Дмитрию Медведеву выгоден договор о ядерном оружии, который они будут подписывать в четверг. Однако г-ну Обаме он кое-что принесет дополнительно.
Президент сможет по праву утверждать, что новый договор СНВ, ограничивающий стратегические ядерные вооружения, станет важным шагом на пути к «перезагрузке» отношений.
Для США это важно, так как им нужна помощь России по ряду важнейших вопросов в области безопасности, включая достижение отдаленной цели Обамы – мира, свободного от ядерного оружия. Можно также добавить, что готовность Москвы заключить новый договор СНВ взамен истекшего в декабре помогла администрации Обамы сузить критерии для использования ядерного оружия – общая политика, сформулированная в выпущенном сегодня администрацией «Докладе о состоянии ядерного потенциала» (Nuclear Posture Review).
Вашингтону также нужно сотрудничество России по иранской проблеме. Обама не сможет добиться введения санкций ООН против настроенного получить ядерное оружие Тегерана, если Москва (и Китай) не поддержат его в Совете безопасности. Кроме того, содействие России в вопросе транзита грузов для войск США в Афганистане, облегчает американцам кампанию против талибов.
Отношения между Вашингтоном и Москвой заметно улучшились после ухода администрации Буша, при которой они находились в худшем с момента распада Советского Союза состоянии.
Российское вторжение в Грузию в августе 2008 года привело Запад в ярость. Кроме того на связях между странами отрицательно сказалось сворачивание демократии при Владимире Путине. В свою очередь, Россия была недовольна стремительным продвижением НАТО на восток и Европейского Союза на территорию бывшей советской империи, в том числе запланированным США размещением «противоракетного щита» в Польше и Чехии.
После прихода к власти администрации Обамы вице-президент Джо Байден подчеркнул, что США хотят «нажать кнопку перезагрузки» в отношениях с Россией. За этот трудный год страны успели создать двустороннюю комиссию по сотрудничеству в областях экономики, культуры и безопасности. Сближению способствует то, что г-н Медведев обладает более либеральными и демократическими взглядами на Россию, чем Владимир Путин – его властный предшественник и учитель, сейчас занимающий пост премьер-министра.
Судя по всему, Обаме удалось достичь определенного взаимопонимания с Медведевым, тем более, что они оба юристы. В ходе работы над договором СНВ они разговаривали или встречались 14 раз. В сущности, этот договор, согласно которому число ядерных боеголовок будет сокращено на 30 процентов и доведено до 1500 с каждой стороны, станет первым значимым результатом «перезагрузки».
Кремль особенно доволен ядерным паритетом, который особенно важен для России в связи с тем, что ее обычные вооружения постепенно устаревают. Таким образом, соглашение укрепляет образ России как «великой» страны. США, в свою очередь, довольны обновлением пунктов договора, касающихся мониторинга и верификации.
Договор, возможно, не воплотился бы в жизнь, если бы администрация Обамы не внесла значительные изменения в разработанные при президенте Джордже Буше планы по созданию направленного против Ирана «противоракетного щита». Русские считают его угрозой для себя (это ошибочное заключение, но они на него постоянно ссылаются). Команда Обамы, сохранив основную идею «щита», изменила график создания, используемые технологии и места расположения элементов.
Это вроде бы снизило риторический накал России, однако сегодня министр иностранных дел Сергей Лавров, заявил, что его страна оставляет за собой право выйти из нового договора, если решит, что новый щит угрожает ее безопасности. Заметим, что даже новый проект «щита» едва не сорвал переговоры. Россия не соглашалась ничего подписывать, пока Обама не пригрозил выйти из договора.
У договора, который будет подписан 8 апреля в столице Чехии Праге, есть свои ограничения. Это важный шаг, но только первый, и нет никаких гарантий, что за ним последуют остальные. Хотя у Москвы и Вашингтона есть общие интересы, в целом их интересы не симметричны. России сильный ядерный арсенал нужнее, чем Вашингтону, и поэтому дальнейшие переговоры по контролю над вооружениями будут проходить намного труднее.
Как и Соединенным Штатам, России не нужен Иран, обладающий ядерным оружием. Однако в то же время она торгует с иранцами, и сближение Тегерана с Вашингтоном стало бы с точки зрения Москвы угрожать ее влиянию в регионе. Таким же образом, хотя Кремль, как и Белый дом, борется с террористами-джихадистами, он не хочет, чтобы Америка приобрела слишком много влияния в Афганистане, который служит воротами в богатую ископаемым топливом Среднюю Азию.
Не так давно отношения между США и Россией были буквально ледяными. К счастью сейчас они несколько потеплели. Однако лежащий впереди путь может оказаться не самым гладким и не самым прямым. Поэтому не стоит ждать чересчур многого.