Ключевые консервативные сенаторы не поддерживают новый договор о сокращении вооружений, подписанный в четверг президентом Обамой и его российским коллегой, и требуют гарантий того, что соглашение это не будет ограничивать систему противоракетной обороны, режим проверок и работы по модернизации ядерного оружия.
"Республиканцы уже несколько месяцев назад четко заявили, что необходимо сделать для того, чтобы процесс пошел: не должно быть никакой двусмысленности в нашей поддержке сильной противоракетной обороны, ядерной триады, а также режима проверок выполнения договора", - заявил представитель лидера сенатского меньшинства, республиканца из Кентукки Митча Макконнела (Mitch McConnell) Дон Стюарт (Don Stewart).
Сенаторы-республиканцы от Аризоны Джон Маккейн и Джон Кил (Jon Kyl) выразили обеспокоенность по поводу дополнительных упоминаний о ПРО за рамками преамбулы договора.
"Хотя мы изначально рекомендовали упомянуть ПРО единственный раз – в преамбуле договора, сейчас мы обнаружили, что там есть и другие упоминания противоракетной обороны, часть из которых ограничивает свободу действий США", - отметили они в своем заявлении.
Заявления русских о том, что Москва выйдет из договора, если ПРО будет угрожать российским ядерным силам, также "могут помешать будущей модернизации американской системы противоракетной обороны в том случае, если Россия выступит с возражениями", - отметили сенаторы.
Кроме того, сенаторы заявили, что ратифицировать договор будет трудно без полного финансирования программы модернизации ядерного оружия.
Обама и российский президент Дмитрий Медведев подписали новый договор о сокращении стратегических вооружений (СНВ) на церемонии в чешской столице. В случае его ратификации количество стратегических ядерных зарядов будет сокращено до 1550 единиц. В соответствии с последним договором в области ядерных вооружений, заключенным в 2002 году, количество боезарядов составляет от 1700 до 2200 единиц.
Количество ракет-носителей и бомбардировщиков будет сокращено до 700-800 единиц.
Обама заявил в Праге: "Я вполне уверен, что мы добьёмся ратификации".
Белому Дому нужно 67 голосов, чтобы получить большинство в две трети, которое необходимо для ратификации договора. В связи с этим у республиканцев появляются определенные рычаги давления, позволяющие им обсудить условия плана по модернизации ядерного арсенала США.
Ядерная триада состоит из атомных подводных лодок, стратегических бомбардировщиков и межконтинентальных баллистических ракет. Анализ ситуации с распространением ядерного оружия, опубликованный на этой неделе администрацией Обамы, говорит о необходимости сохранения этой триады. Но его авторы против замены ядерных боеголовок, на чем в прошлом настаивали республиканцы.
Сегодня в ядерную триаду США входит 14 атомных подводных лодок класса "Огайо", каждая из которых несет на борту 24 баллистические ракеты "Трайдент-2". Силы межконтинентальных баллистических ракет состоят из 450 ракет "Минитмен-3", каждая из которых имеет от одной до трех боеголовок. Кроме того, в состав ядерной ударной группировки входит 76 бомбардировщиков В-52 и 18 В-2.
В составе ядерных сил России имеется 367 ракет наземного базирования, 13 атомных подводных лодок, оснащенных 165 ракетами с разделяющимися головными частями, и 76 бомбардировщиков, способных выпустить до 844 крылатых ракет большой дальности.
Бывший заместитель министра обороны по политическим вопросам Дуглас Фейт (Douglas Feith), участвовавший в последних переговорах с Россией по контролю вооружений, заявил, что договор СНВ возражений не вызывает, однако он не нужен.
"В принципе, с новым договором СНВ нет никаких проблем, - сказал он, - в принципе, нет никаких проблем с небольшими сокращениями. Но вообще-то этот договор нам не нужен, мы готовы пойти на такие сокращения в одностороннем порядке, да и русские, наверное, также сделали бы это в одностороннем порядке".
Вместе с тем, Фейт добавил: "Поскольку администрация так хочет заключить его, главные интересы консерваторов будут связаны с модернизацией. Республиканцы заинтересованы в сохранении ядерных сил США, и этот договор станет для них инструментом политического воздействия".
15 декабря 41 сенатор, то есть, все республиканцы и один независимый депутат, направили Обаме письмо, заявив, что поддержат договор СНВ только в том случае, если администрация запланирует и полностью профинансирует работы по модернизации устаревающего ядерного арсенала США.
В опубликованной во вторник концепции применения ядерных сил США отстаивается необходимость сохранения имеющихся боезарядов, но вместе с тем, звучит предупреждение о том, что новых боеголовок производиться не будет. Страна ограничится модернизацией существующих боезарядов, часть из которых находится на вооружении уже более 50 лет.
"Одним из наиболее острых вопросов может стать вопрос о замене боезарядов. У нас нет возможности для изготовления нового боезаряда", - заявил Фейт, дававший республиканцам рекомендации по новому договору.
В прошлом месяце Кил и Макконнел написали Обаме письмо, в котором говорится: "Успех вашей администрации в осуществлении плана модернизации полностью зависит от ваших решений и выделения средств на эти цели, и он может оказать существенное влияние на Сенат, когда тот будет рассматривать новый договор СНВ".
Независимый сенатор из Коннектикута Джо Либерман сказал, что будет голосовать за ратификацию СНВ только в том случае, если администрация согласится на модернизацию ядерного оружия.
"Мое решение при голосовании в отношении договора СНВ в значительной мере будет зависеть от моей уверенности в том, что администрация выдвинула и утвердила адекватный и в достаточной мере профинансированный план по сохранению и модернизации сокращаемого в соответствии с договором ядерного арсенала", - сказал он.
Республиканцы хотят также получить от администрации гарантии того, что новый договор не будет ограничивать противоракетную оборону страны.
Соединенные Штаты и Россия по-разному смотрят на связь между договором СНВ и ПРО.
В преамбуле договора отмечается, что "нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений Сторон".
В Праге Обама выступил с заявлением, в котором отметил: "Я неоднократно говорил, что мы ничего не будем делать такого, что будет ставить под угрозу или ограничивать мою позицию, мою должность как главнокомандующего вооруженными силами и выполнение моих обязанностей по защите американского народа".
"И мы считаем, что противоракетная оборона может стать важной частью этой работы", - сказал он.
Медведев заявил, что, по мнению России, язык преамбулы "в известной степени воспроизводит известный правовой принцип о неизменности обстоятельств, которые послужили основой для заключения Договора".
Ожидается, что Обама попросит начать процесс ратификации уже в следующем месяце.
Сенатор-демократ от Массачусетса и председатель сенатского комитета по международным отношениям Джон Керри заявил, что слушания по СНВ начнутся через несколько недель.
"Белый Дом дал понять, что договор в полном виде будет подготовлен и представлен в Сенат в начале мая, - сказал Керри, - я планирую начать слушания по договору в ближайшие недели, а затем в кратчайшие сроки подготовить резолюцию с рекомендациями комитета по международным отношениям и его согласие на ратификацию для утверждения полным составом Сената".