Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

START не скажет "стоп" противоракетному щиту в Польше

© POOL / Перейти в фотобанкДмитрий Медведев и Барак Обама подписали новый договор по СНВ
Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали новый договор по СНВ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Два прошедших дня стали самыми важными в истории польской дипломатии в период с 1989 года. Сначала Туск встретился с Владимиром Путиным в Катыни, потом он пообедал в Праге с Бараком Обамой. Однако поражает относительно слабый интерес к беседе с президентом США. Ведь несколько лет назад любые контакты польских лидеров с Белым домом превращались как минимум в событие недели.

"Барак Обама заявил, что новый договор по СНВ никак не повлияет на наши совместные планы строительства противоракетного щита и солидарность союзников в НАТО",  сказал в Праге Дональд Туск (Donald Tusk) после встречи с американским лидером. В ней приняло участие десять глав государств и правительств стран Центральной и Восточной Европы. Американский президент развеивал их сомнения, связанные с интерпретацией американо-российского договора о ядерном разоружении.

Вчера в полдень в Праге Барак Обама и Дмитрий Медведев подписали договор о сокращении ядерных вооружений. США и Россия ограничат число ядерных  боезарядов с 2200 до 1550 единиц, пусковых установок баллистических ракет до 800, а ракет и иных носителей ядерных зарядов до 700 у каждой из сторон. Это первое столь значительное сокращение арсеналов с 1991 года. Оба президента представили его как исторический успех и огромный шаг на пути к миру, свободному от ядерного оружия. Сейчас США и России принадлежит 90% мирового ядерного арсенала.

Однако на пресс-конференции, последовавшей за подписанием соглашения, Медведев заявил, что новый договор сможет функционировать, только если США не будут расширять свою систему ПРО. Несмотря на то, что Обама отрицает взаимосвязь этих вопросов, польское правительство было обеспокоено, - ведь элементы нового противоракетного щита должны появиться и в Польше. "Я рассчитываю на то, что Барак Обама четко обозначит возможные последствия подписания американо-российского договора для нашей безопасности",  говорил перед беседой с Президентом США премьер Туск, а после встречи он заявил, что "возвращается в Варшаву со спокойным сердцем".

Согласно договору мы не можем размещать антиракеты в шахтах, оставшихся от баллистических ракет, однако США и так не планировали этого делать. Так что это не повлияет на планы размещения в Польше и Румынии ракет-перехватчиков SM-3,  сказал Польскому информагентству PAP Стивен Пайфер (Steven Pifer), эксперт вашингтонского  центра Брукингс Институт (Brookings Institution).

Возможно, после сокращения числа ракет дальнего радиуса действия Вашингтон и Москва начнут переговоры о тактических вооружениях в Европе. Сейчас Россия по сравнению со странами НАТО имеет значительный перевес в этой области. Американо-российские переговоры о разоружении имеют значение для Польши и с этой точки зрения.

Вчерашняя встреча в Праге, ранее – перелом в отношениях с Россией, а на предстоящей неделе очередная встреча Туска с Обамой показывают, что у Польши стало наконец получаться пользоваться своими козырями во внешней политике, сказал "Polska" советник главы Министерства обороны Роман Кузняр (Roman Kuźniar).

В подобном тоне высказывался и Радослав Сикорский (Radosław Sikorski) на прошедших в Сейме дебатах о внешней политике. Однако оппозиция считает, что правительство не добилось успехов в ЕС, а "политика в отношении США – это пример полного отсутствия профессионализма".

Два прошедших дня стали самыми важными в истории польской дипломатии в период с 1989 года. Сначала Туск встретился (к тому же в Катыни, у могил польских офицеров) с премьер-министром России Владимиром Путиным, потом он пообедал с президентом США Бараком Обамой.

Однако больше, чем сама беспрецедентная серия встреч с главами важнейших мировых держав XX века, поражает другое: относительно слабый интерес к беседе с президентом США. Если мероприятия по случаю 70-й годовщины катынского преступления освещались подробно и детально, то уже встреча с Обамой обсуждалась на втором плане. А ведь несколько лет назад любые контакты польских лидеров с Белым домом превращались как минимум в событие недели.

Откуда взялись эти перемены? Вчера это как-то мимоходом объяснил Сикорский: "Мы реалистично смотрим на возможности США продолжать прежнюю линию глобальной политики, особенно – в отношении нашего региона", – подчеркнул он в своем выступлении, посвященном польской дипломатии. "Реалистично" в данном случае означает только одно: мы примирились с фактом, что Соединенные Штаты, с тех пор как Обама принял там бразды правления, открыто перестали интересоваться Европой, а Центральной Европой в особенности. Именно поэтому нынешний американский президент ни разу не нанес визита в нашу страну. Даже такие поводы, как прошлогодняя 20-ая годовщина первых свободных выборов или 70-ая годовщина начала Второй мировой войны, не склонили его к приезду (справедливости ради стоит отметить, что он не появился и на торжествах, посвященных годовщине падения Берлинской стены).

Такое отсутствие заинтересованности нашим регионом послужило причиной тому, что вчерашняя обеденная встреча в Праге прошла в такой прохладной атмосфере. Профессор специалист по международным делам из Варшавского университета Роман Кузняр не сомневается, что приглашение Обамой лидеров центрально-европейских стран было не более чем жестом вежливости. Это доказывает хотя бы тот факт, что американский президент фотографировался отдельно с каждым из них, хотя в таких случаях обычной дипломатической практикой являются групповые снимки.  Таким образом, американский лидер хотел показать, что он помнит о нашей части континента, что ему важны хорошие отношения со странами нашего региона, но при случае пояснить, что у него иные приоритеты, и поэтому он даже не пытается выстраивать с Центральной Европой более тесные контакты.

Обама – не первый американский президент, который проводит в отношении нашего региона такую политику. Подобным образом действовал и Билл Клинтон (Bill Clinton), который предпочитал групповые встречи личным контактам. Так было, например, в 1994 году, когда он встретился со всеми главами стран Вышеградской группы одновременно. Он сделал это, чтобы убедить их, что Партнерство во имя мира – это путь к членству в НАТО, а не нечто взамен этому. Сейчас к традиции "успокоительных встреч" вернулся Обама.

Хотя приглашение, которое выслал Туску Обама, является приглашением вежливости, это не означает, что Польшу и Америку ничего не связывает. "Мы ходатайствуем об усилении американского присутствия в Польше", – говорил вчера в Сейме Сикорский. Этому должно послужить "претворение в жизнь положений Декларации о стратегическом сотрудничестве 2008 года, а, в том числе, развитие военного сотрудничества, которое было подтверждено договором о статусе войск, который вступил на днях в силу ".

"Отчетливым знаком станет запланированное на ближайшее время пребывание в Польше батареи американских ракет Patriot, воплощающих идею физического присутствия войск союзников в Польше", – добавил глава польской дипломатии. Однако на этом общие для поляков и американцев темы заканчиваются. Об иных сферах для переговоров можно говорить только в сослагательном наклонении. Так, как это делал Сикорский в своем выступлении. "Если постараться описать сущность отношения поляков к США в нескольких словах, то можно было бы сказать так: мы надеемся, что Штаты останутся «европейской державой». Мы гордимся тем, что вместе с американцами мы, как европейцы, находимся в пространстве с высоким уровнем безопасности и благосостояния", – сказал министр иностранных дел.

Как выступление Сикорского, так и комментарии Туска, явно демонстрируют, что Польша намерена строить собственную систему безопасности уже опираясь не на США но, прежде всего, на Европу. "Сейчас поляки уже не боятся Германии. С этой страной нас связывают тесные политические и экономические отношения", – заявил вчера в Сейме Сикорский.

"Отношения между Польшей и Германией, а также между Польшей и Россией сейчас улучшились, что дало нам большее ощущение безопасности, чем было у нас ранее", – добавил Дональд Туск на импровизированной пресс-конференции после выступления главы МИД. Однако смещение акцентов в нашей дипломатии не означает, что американцы перестали быть союзниками Польши.

К Обаме, без сомнения, не следует обращать знаменитое высказывание "You forgot Poland" ("Вы забыли о Польше"), которое Джордж Буш (George W. Bush) адресовал Джону Керри (John Kerry) во время теледебатов перед президентскими выборами в 2004 году. Не стоит забывать, что над Польшей постоянно раскинут защитный зонт НАТО. Пятая статья Североатлантического договора ясно гласит, что атака на одного из членов Альянса – это атака на всех, иными словами, американцы обязаны прийти нам на помощь в случае возникновения каких-либо проблем. Можно предположить, что Обама напомнил об этом во время вчерашнего обеда.

При этом вчерашняя встреча дала понять, что в ситуации, кода вопросы безопасности для нашей дипломатии перестают быть проблемой номер один, нам, собственно, не о чем разговаривать с американцами. "Для нас было бы важно, чтобы польско-американские отношения опирались не только на вопросы политики безопасности, но также и на большее инвестиционное, технологическое, интеллектуальное присутствие США в Польше", – подчеркнул вчера Сикорский. Но пока это лишь пожелания. И потеря для нас. В последние годы Польша вложила много усилий в установление тесных отношений с США, и нужно пытаться использовать это в иных сферах, а не только в плоскости безопасности.

В любезном приглашении Дональда Туска в Прагу поражает еще и другой аспект: ведь согласно положениям конституции Польшу за границей представляет президент. Между тем Обама, как отметил журнал "The Economist", пригласил в Прагу президентов стран Балтии, но забыл о Лехе Качиньском (Lech Kaczyński), хотя тот имеет большие полномочия, чем эта тройка. Похоже, что американский президент уже заранее предполагает, какая политическая сила займет президентский дворец на Краковском Предместье после выборов, которые пройдут в Польше этом году.