Соглашения о военно-техническом сотрудничестве между Каракасом и Москвой предполагают не только приобретение Венесуэлой большого количество вооружений и военной техники, но также производство оружия на венесуэльской земле.
2 апреля во время своего пребывания в столице Венесуэлы премьер-министр РФ Владимир Путин подписал с президентом страны Уго Чавесом 31 соглашение. В соответствии с одним из них, стороны договорились подготовить технико-экономическое обоснование для создания совместного предприятия по строительству верфи в Венесуэле, где будут производиться корабли военного и гражданского назначения.
С другой стороны, в штате Арагуа (Aragua) продолжается строительство заводов по лицензионному производству автоматов АК-103 и патронов к ним. Как заявил посол России в Каракасе Владимир Заемский, строительство данных заводов «ведётся в основном венесуэльскими строительными организациями с участием российских инженеров и специалистов».
Соглашение о передаче российских военных технологий Венесуэле было подписано в мае 2001 года тогдашним президентом России Владимиром Путиным и его венесуэльским коллегой Уго Чавесом.
Данный документ предполагает передачу лицензий на производство вооружения, «предназначенного как для использования в Вооружённых Силах Венесуэлы, так и для поставок в третьи страны».
Оборонная промышленность
В пользу соглашений и военно-техническом сотрудничестве, подписанных между Россией и Венесуэлой, высказывается бывший министр Обороны Венесуэлы адмирал в отставке Орландо Маниглиа (Orlando Maniglia).
«Мы уже имели возможность оценить высокое качество российского вооружения, приобретя автоматы Калашникова и самолёты «Сухой», подчеркнул Маниглиа.
Кроме того, бывший министр высказался за создание сильной национальной оборонной промышленности, «которая позволит нам стать независимыми».
Эксперт по военным вопросам Росио Сан Мигель (Rocío San Miguel) указывает в этой связи, что наличие сильной оборонной промышленности – давняя мечта Венесуэлы. Она пояснила, что Бразилия и Чили имеют достаточно мощную военную промышленность, Колумбия существенно продвинулась вперёд в данном вопросе, а Венесуэла – нет.
Росио Сан Мигель подчёркивает, что необходимость развития оборонной промышленности Венесуэлы не вызывает сомнений, «главное, чтобы оружие не попадало куда не следует».
«Венесуэла не может сказать точно, сколько оружия находится в Вооружённых Силах, государственной и муниципальной полиции и при этом собирается наращивать их производство с целью экспорта», отметила она.
Массовые закупки
До 2008 года Венесуэла и Россия подписали двенадцать контрактов на поставку различных видов военной техники общей стоимостью 4,4 миллиарда долларов. На эту сумму были приобретены, среди прочего, 100 тысяч автоматов Калашникова, 24 самолёта «Су» и 53 многоцелевых вертолёта.
К этому следует добавить заявление, которое Путин сделал на прошлой неделе в Москве. По прибытии из Каракаса российский премьер-министр сообщил о том, что правительство Венесуэлы выразило заинтересованность в приобретении оружия ещё на 5 миллиардов долларов.
В указанные 5 миллиардов входят 2,2 миллиарда долларов кредита, предоставленного Москвой, которые, по договорённости с президентом Чавесом, будут направлены на приобретение 92 танков T-72 и зенитных комплексов «Смерч» С-300.
В государственном печатном органе Gaceta Oficial от 23 ноября 2009 года (№39.312) раскрываются условия предоставления российского кредита.
В соответствии с положениями документа, ратифицирующего двухстороннее соглашение о совместных проектах, Россия принимает на себя обязательства о поставке товаров и услуг (не уточняя, каких) на сумму 6,4 миллиарда долларов. Для обеспечения поставок Россия открывает для Венесуэлы кредитную линию на 2,2 миллиарда долларов под 7,4% годовых в период с 2010 по 2012 год.
Венесуэла будет погашать кредит в течение семи лет, причём рассматривается возможность оплаты за счёт поставок венесуэльской нефти. С этой целью государственная нефтяная компания Petróleos de Venezuela и уполномоченная российская организация подпишут соответствующий договор.
Открытость
Как поясняет Росио Сан Мигель, соглашения, подписанные между Россией и Венесуэлой в военной области, «в силу своей закрытости не могут быть подвергнуты аудиторской проверке и мало понятны простым гражданам». «Их положения очень расплывчаты, и под них можно подогнать что угодно», добавляет она.
Эксперт напоминает о том, что ООН неоднократно призывала к открытости в вопросах закупки вооружений и рекомендовала всем странам представлять ежегодные отчёты по данному вопросу. Как подчёркивает Сан Мигель, Венесуэла вот уже более десяти лет как не направляет в ООН подобные отчёты.
В свою очередь адмирал Маниглиа напоминает о том, что, хотя Конституция и объявляет Венесуэлу мирной страной, но при этом уточняет, что закупки военной техники не преследуют цели развязывания войны против кого-либо, а направлены лишь на то, чтобы «нас не застали врасплох».