Вне всяких сомнений главной темой зарубежных СМИ уже третий день остается субботняя авиакатастрофа под Смоленском, в результате которой погибли президент Польши Лех Качиньский, его жена и еще 95 представителей польского руководства и интеллектуальной элиты страны. Кроме того, по-прежнему обсуждается роль России в перевороте, потрясшем на прошлой неделе Кыргызстан, а также начинающийся сегодня в Вашингтоне саммит по ядерной безопасности.
Газета Rzecpospolita опубликовала непроизнесенную речь президента Качиньского, названную «Самая трагическая остановка польской Голгофы». Выступая на торжественных мероприятиях, посвященных памяти погибших польских офицеров, покойный президент хотел сказать: «Катынь стала болезненной раной польской истории и на долгие десятилетия отравила отношения между поляками и русскими. Так сделаем же так, чтобы катынская рана могла, наконец, окончательно зажить и затянуться. Мы уже на верном пути. Мы, поляки, ценим то, что сделали в последние годы россияне. И этим путем, сблизившим наши народы, мы должны двигаться дальше, не останавливаясь и не отступая назад».
Символизм трагедии, произошедшей практически на том же месте, что и расстрел польских офицеров, ровно 70 лет спустя, не мог не вызвать волны конспирологических теорий. Несмотря на то, что российское руководство пообещало провести подробное расследование произошедшего с участием польской стороны, а свидетели говорят о том, что диспетчерская служба смоленского аэропорта просила президентский борт не производить посадку, уже нашлось достаточно людей, готовых увидеть в трагедии «руку Кремля». В польской газете Nasz Dzennik опубликовано интервью с депутатом партии «Право и справедливость» Антоном Гурским, озаглавленное «Я обвиняю Москву». Гурский заявляет: «Я практически уверен, что россияне нас обманывают… Если собрать вместе всю поступающую информацию, можно (хот и без стопроцентной уверенности, так как сейчас еще нет очевидных доказательств) сказать, что Россия в некотором смысле ответственна за эту катастрофу, за эту новую Катынь».
Автор материала, опубликованного на чешском сайте Aktualne.cz, пишет, что хотя «Россия сейчас, в общем, не виновата», а множество вопросов вызывают именно действия польской стороны – отправка всего руководящего состава страны одним самолетом, решение пилота самолета подчиниться приказу президента о посадке, несмотря на предупреждения диспетчеров – проблемы в связи с авиакатастрофой возникнут именно у Москвы, благодаря зарождающимся конспиративным теориям. Он пишет: «То, как русские и, главным образом, сам премьер Путин отнесутся к этому событию, покажет, может ли Россия быть партнером для нас, нашей цивилизации, или нет: будет ли расследование прозрачным, а информация максимально доступной для журналистов, или, наоборот, Россия использует трагедию для того, чтобы в своих бывших сателлитах вызвать страх, а скорбь и сожаления по случаю катастрофы станут лишь дипломатическими кулисами, как это было и раньше».
Британский историк Нил Ачерсон, опубликовавший свою заметку в воскресной газете The Observer, считает подобные теории заговора «параноидальной чепухой». После исторической справки о гибели другого польского лидера – премьер-министра польского правительства в изгнании Владислава Сикорского, чей самолет разбился в июле 1943 года над Гибралтаром – Ачерсон пишет: «Смоленск – это не Гибралтар. Построенный в России самолет был личным самолетом президента, а не коварным займом из Москвы. Путин, смущенно посетивший Катынь в среду вместе с польским премьер-министром, испытывает неприязнь к польским устремлениям, но он не занимается убийствами глав иностранных государств».
В американской газете The Wall Street Journal, обычно относящейся к России с повышенной критичностью, опубликованы два материала, посвященные трагедии. Первый материал называется «Польско-русские объятия в свете последних трагических событий». Его автор выражает свое несогласие с американским историком польского происхождения Ричардом Пайпсом, который заявил в субботу, что авиакатастрофа под Смоленском ухудшит и без того непростые российско-польские отношения. Он пишет: «Я категорически, всем сердцем с ним не согласен… Поляков глубоко тронуло сердечное движение Путина, когда в прошлую субботу он обнял плачущего премьер-министра Польши на месте катастрофы в Смоленске. Страна благодарна за помощь, которую Россия оказала семьям погибших, прибывшим на место катастрофы, в которой погибли их любимые… Эти события войдут в историю двух наций, принадлежащих к одной славянской языковой семье».
Второй материал называется «Своей реакцией русские заслужили уважение поляков». В нем цитируются слова бывшего министра иностранных дел Польши Адама Ротфельда, заявившего в субботу: «Действия российских руководителей и граждан показывают, что произошли реальные изменения. На волне сопереживания с поляками можно решить много проблем. Это может превратиться в настоящий прорыв». Американские журналисты написали также, что «после катастрофы реакция Москвы была беспрецедентной, и это вызвало признательность поляков – как руководства страны, так и рядовых граждан».
Автор статьи в португальском издании Publico пишет, что из трех причин, выдвинутых в качестве гипотез, по поводу крушения самолета с высшим руководством Польши, наиболее правдоподобными с его точки зрения человека, который десятки и сотни раз летал самолетами этого образца, выглядят "человеческая ошибка" и "погода", считая заблуждением предполагать, что катастрофа могла быть организована из политической мести. «Медведев и Путин не монстры, их поведение во время трагедии, показывает, что они могут вести себя адекватно». Также автор призывает выяснить, что заставило столько польских руководителей сесть в один самолет. Он утверждает, что никогда в человеческой истории, не погибало так много политических и общественных лидеров в одной катастрофе.
Все без исключения французские СМИ пишут о катастрофе под Смоленском. Le Figaro публикует репортаж из траурной Варшавы и статью "Варшава и Москва пытаются превозмочь тяжелое прошлое". О возможном примирении России и Польши пишет и газета La Voix du Nord. La Croix пишет о том, что в России еще никогда столько не слышали о Катыни, о трагедии польского народа говорят первые лица российского государства, по телевидению дважды показали фильм Анджея Вайды "Катынь". Обозреватель Le Figaro Пьер Руселен отмечает в своем блоге, что "президент Лех Качиньский вовсе не был большим другом России, но хотел принять участие в историческом восстановлении отношений между двумя странами. Его гибель, горе и траур повлекли стали толчком к началу восстановления отношений между двумя народами".
Революция в Кыргызстане и рука Кремля также остаются темой для обсуждения, как в западных СМИ, так и в изданиях бывших советских республик. Портал «Грузия online» опубликовал материал под названием «Государственный переворот по-кремлевски». Его автор, российский журналист Олег Панфилов, переехавший в Грузию, пишет: «Кремль совершил беспрецедентный шаг, признав переворот, опять не обращая внимания на общественное мнение и логику происходящих событий, поставив защитников "миролюбивой" политики Кремля в сложное положение. Теперь пропали любые сомнения в причастности Москвы в происходящем в Кыргызстане».
Кыргызстану посвящены и несколько публикаций в газете The New York Times. Одна их них, под названием «Бегая по кругу в Кыргызстане», написана профессором политологии, регулярно бывающим в Бишкеке. По его мнению, в прошлую среду в Кыргызстане произошла «не революция, а незаконный захват [власти]». Тем не менее, автор заключает свою статью советом президенту США Бараку Обаме: «Когда президент Дмитрий Медведев посетит Вашингтон на следующей неделе, президенту Обаме нужно убедить его в том, что Соединенные Штаты не заинтересованы в изменении политического статуса-кво в Центральной Азии. Это означает подтверждение того, что уже заявил российский премьер-министр и фактический лидер страны Владимир Путин: что президент Бакиев, прячущийся в южном Кыргызстане, должен уйти в отставку, а мы должны признать временное правительство г-жи Отунбаевой как легитимную власть в стране».
Вторая статья, написанная журналистом Полом Куинн-Джаджем, много лет работавшим в России и странах СНГ, называется «Когда терпение на исходе». Автор пишет, что «если русские и сыграли в перевороте какую-то роль, им удалось это достаточно хорошо скрыть», но тут же добавляет, что в этом не было большой необходимости, так как в стране «накопилось достаточно гнева». Журналист завершает свою статью следующими словами: «Для Вашингтона и всего западного мира это еще один урок – если, конечно, кто-нибудь захочет его извлечь. Суть его в том, что авторитарные режимы – союзники не только недостойные, но еще и ненадежные. Они блокируют все клапаны, обеспечивающие какие-либо гарантии - свободные выборы, демократическое обсуждение, оппозицию. Все изменения в таких условиях обычно происходят взрывообразно. Зависеть от подобных режимов недостойно по этическим соображениям и ведет к проигрышу в стратегическом плане».
В газете The Washington Post опубликована статья московского корреспондента под названием «Россию обвиняют в разжигании беспорядков в Киргизии». Он пишет, что «кампания в средствах массовой информации, а также карательные экономические меры, предпринятые Кремлем, сыграли важнейшую роль в нагнетании общественного недовольства Бакиевым». По мнению автора, «Москва не только подала убедительный сигнал другим своенравным автократам по соседству, многие из которых руководят русскоязычным населением, которое смотрит российское телевидение. Она, похоже, обрела больший вес и большее право голоса в вопросе о судьбе находящейся в Киргизии военно-воздушной базы США, которая имеет большое значение для снабжения войск НАТО, воюющих в Афганистане».
Корреспондент Le Monde Петр Смоляр описывает свои впечатления от посещения мятежного Бишкека и от встречи с новым лидером Киргизии Розой Отунбаевой: "Недавно назначенные советники лезут со своими советами, телохранители не убирают судорожно сжатых рук со своих пистолетов, а вечно неудовлетворенные журналисты заваливают ее кучей вопросов. «Когда же я, наконец, смогу приступить к работе?» - вздыхает новый член временного правительства. Она пытается сделать вид, что рассержена, хотя на самом деле просто смертельно устала".
Сегодня в Вашингтоне открывается саммит по ядерной безопасности под председательством президента США Барака Обамы. На саммит прибудут главы и представители 46 государств. Агентство Reuters опубликовало к этому событию материал «Россия выдвигает себя в лидеры в области ядерной безопасности, несмотря на свои слабые места». В заметке цитируются слова эксперта по проблемам ядерной безопасности из Гарвардского университета Мэтью Банна: «Россия хочет, чтобы ее считали одним из лидеров мировой борьбы за предотвращение ядерного терроризма наравне с США и другими странами. И в некоторых важных областях она действительно является лидером». Тем не менее, добавляет эксперт, «возможность краж с участием сотрудников (которые были причастны ко всем объясненным похищениям обогащенного урана или плутония) все еще остается проблемой, особенно с учетом уровня коррупции в стране».
А на сайте The Daily Beast опубликована статья «Китайское господство закончится завтра». По мнению аналитика, написавшего статью, решение китайского лидера Ху Цзиньтао, в последнюю минуту все же принявшего приглашение на саммит, свидетельствует о том, что «китайцы уступили американскому давлению». Он считает, что «китайцы, отчаянно пытающиеся сохранить поступательное движение своей экономики, больше зависят от нас (США), чем мы от них. А это значит, что общепризнанное положение - будто бы все козыри сейчас в руках у Пекина – просто миф».
На страницах венесуэльской El Universal известный венесуэльский эксперт отмечает закрытый характер информации о правительственных закупках оружия и военной техники у России. Отмечено, что наличие сильной оборонной промышленности – давняя мечта Венесуэлы. И поясняет, что Бразилия и Чили имеют достаточно мощную военную промышленность, Колумбия существенно продвинулась вперёд в данном вопросе, а Венесуэла – нет. Эксперт напоминает о том, что ООН неоднократно призывала к открытости в вопросах закупки вооружений и рекомендовала всем странам представлять ежегодные отчёты по данному вопросу. Как подчёркивается, Венесуэла вот уже более десяти лет как не направляет в ООН подобные отчёты.
Кроме того, стоит отметить статью госсекретаря США Хиллари Клинтон «Сделан огромный шаг к миру, свободному от ядерной угрозы», опубликованную в аргентинском издании Clarin. В статье анализируется важность подписания российско-американского договора об ограничении стратегических вооружений. Госсекретарь США подчеркивает, что каждая страна имеет право на использование атомной энергетики, но при этом нужно нести бремя ответственности за нераспространение ядерного оружия.