Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мировые державы сжимают кольцо вокруг Ирана

© REUTERS/Morteza NikoubazlПрезидент Ирана Махмуд Ахмадинежад выступает по случаю четвертой годовщины национальной ядерной технологии
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад выступает по случаю четвертой годовщины национальной ядерной технологии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обама определил ядерную безопасность как наивысший приоритет своей внешней политики, после того, как год тому назад он заявил в Праге о своей цели создания «мира, свободного от ядерного оружия». Не все согласны с этими тезисами и с самой вашингтонской встречей. Куда нас хочет затащить этот тип?

Вашингтон. Вчера в столице США президент Барак Обама открыл встречу на высшем уровне по вопросам ядерной безопасности с участием 47 стран мира. Первые переговоры прошли под знаком решимости мировых держав сосредоточить своё внимание на иранской ядерной программе и заставить иранские власти поставить её под международный контроль.

«Мы ожидаем конкретных решений» от этой встречи, завил Обама накануне исторического совещания. И вскоре он дождался первых положительных результатов: как сообщил официальный представитель Белого Дома, Председатель КНР Ху Цзиньтао выразил согласие с тем, что обе страны «должны работать вместе» с целью принятия резолюции ООН о введении санкций в отношении Ирана. К ним тут же присоединилась федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, заявив, что времени для принятия санкций в отношении Ирана «осталось совсем мало». Меркель даже приняла на себя обязательство «пристально следить» за позицией глав России, Дмитрия Медведева, и Китая, Ху Цзиньтао.

Как и председатель КНР, Меркель также провела вчера двустороннюю встречу с Обамой, в ходе которой в качестве главной темы обсуждалась международная изоляция Ирана, хотя в целом встреча на высшем уровне была посвящена борьбе с ядерным терроризмом.

Сегодня вопрос может быть поставлен в ещё более острой форме, когда речь пойдёт о политике безопасности с целью надёжного хранения «высокочувствительных» (то есть, ядерных) материалов и исключения малейшей вероятности того, что они могут попасть в руки международных террористов.

США уже добились того, что Чили и Канада согласились передать под контроль американцев свои высокообогащённые ядерные материалы. Достигли они и договорённости с Украиной о том, что эта страна передаст  под контроль России свои 95 килограммов обогащённого урана.

Пока остаётся непонятной позиция Аргентины по данному вопросу. В 90-х годах Аргентина согласилась свернуть программу разработки ракеты ближнего радиуса действия «Кондор». Возникает вопрос относительно того, как она собирается использовать сейчас ядерные материалы не обязательно военного назначения. «Главное – это чтобы меры безопасности не нанесли ущерба научным разработкам», заявил министр иностранных дел Хорхе Тайана (Jorge Taiana).

Для США изоляция Ирана является тем стратегическим ресурсом, с помощью которого они пытаются вынудить тегеранский режим поставить осуществление своей ядерной программы под международный контроль.

Если речь идёт о том, чтобы обеспечить большую безопасность для всего мира –как об этом было заявлено при созыве этой весьма представительной встречи в верхах-, то согласие между Китаем и США по данному вопросу по сути дела отвечает интересам американской стратегии, а присоединение Германии будет этому способствовать в ещё большей степени.

Одновременно Вашингтон вновь заявил вчера о том, что террористическая сеть Аль-Каида не прекращает своих упорных попыток получить доступ к ядерному оружию, хотя ему неизвестно, продвинулась ли она в данном вопросе. Тем не менее, было подчёркнуто, что риск «ядерного терроризма реален» и всё время «возрастает».

Аль-Каида пыталась заполучить ядерное оружие в течение последних 15 лет, и сегодня её намерения столь же тверды», заявил вчера Джон Бреннан (John Brennan), главный советник президента Обамы по вопросам борьбы с терроризмом и внутренней безопасности.

Высокопоставленный представитель Белого Дома заявил, что нет «признаков  наличия ядерного оружия у Аль-Каиды, и добавил, что Администрация США исполнена решимости сделать всё от неё зависящее, чтобы этого не допустить. «Угроза ядерного терроризма весьма реальна, серьёзна и приобретает всё большие масштабы», подвёл итог советник Барака Обамы.

Председатель правительства Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро (José Luis Rodríguez Zapatero) также поддержал этот тезис, заявив, что «нельзя исключить» того, что террористические группировки могут прибегнуть к ядерному оружию. В этой связи представитель Испании однозначно высказался в поддержку инициативы Обамы, направленной на укрепление международного сотрудничества с цель не допустить, чтобы ядерные материалы и оборудование попали в их руки.

«Мы знаем, что такое террористические акты с большим количеством жертв. США и Испания это испытали на себе. Безумие и фанатизм вынуждают нас не исключать вероятности того, что они могут применить ядерное оружие», отметил Сапатеро.

В свою очередь, президент Франции Николя Саркози, который также выступает за ведение новых санкций ООН в отношении Ирана, исключил вчера возможность того, что его страна откажется от ядерного оружия. «Я не могу ставить под удар безопасность моей страны», подчеркнул Саркози в интервью американской телекомпании CBS News.

Терпимость Бразилии

Помимо Аргентины на встрече по ядерной безопасности присутствуют ещё три латиноамериканских страны: Чили, Мексика и Бразилия. Последняя заявила вчера о том, что «терпимо» относится к иранской ядерной программе.

По сути дела, Бразилия выступает за то, чтобы продолжать давать Тегерану отсрочки для продолжения диалога и найти техническое решение данной проблемы, как заявил вчера бразильский министр иностранных дел Сельсу Аморим (Celso Amorim) после участия во встрече президента страны Луиса Инасио Лула да Силвы с премьер-министром Турции Реджепом Таджипом Эрдоганом.

«Вопрос, особенно сейчас, заключается в том, чтобы дать какой-то минимум времени на проведение этих переговоров» между Ираном и теми державами, которые выступают за введение жёстких санкций», - отметил Аморим.

Обама вчера по очереди поприветствовал высоких представителей всех 46 государств, прибывших на встречу, и пригласил их на рабочий ужин за закрытыми дверями. Среди них была и президент Аргентины Кристина Киршнер.

Поскольку главной целью объявлена борьба с ядерным терроризмом, то основные усилия будут сосредоточены на том, чтобы не допустить попадания ядерных материалов в руки террористических организаций или враждебных государств. За последние несколько десятилетий американская столица не принимала столь представительного форума мировых политических лидеров.

Обама надеется, что участники встречи на высшем уровне примут его план, направленный на усиление мер безопасности в местах хранения ядерных материалов, ужесточения наказания за контрабанду указанных материалов и совершенствование учёта и инвентаризации имеющихся в наличии ядерных запасов.

Это включает в себя химические элементы, используемые при ядерных исследованиях и научных разработках в медицинских целях, таких как, например, кобальт. Его, как было сказано, можно легко обнаружить во многих медицинских учреждениях Аргентины.

Обама определил ядерную безопасность как наивысший приоритет своей внешней политики, после того, как год тому назад он заявил в Праге о своей цели создания «мира, свободного от ядерного оружия».

Не все в США согласны с этими тезисами и с самой вашингтонской встречей. «Куда нас хочет затащить этот тип? Чтобы мы остались безоружными перед лицом врага?», - восклицал вчера Раш Лимбо (Rush Limbaugh), ведущий одной из самых популярных радиопрограмм, известный своими консервативными взглядами и неприятием политики Барака Обамы.

Главные вопросы по теме

Какова цель вашингтонской встречи в верхах?


Произнося в прошлом году речь в Праге, Обама отметил, что ядерный терроризм представляет из себя «самую большую угрозу всеобщей безопасности», поэтому он хочет воспользоваться нынешней встречей для того, чтобы убедить все страны мира отнестись к этой проблеме с предельной серьёзностью. Если говорить предметно, то речь идёт о согласовании плана действий, направленных на усиление мер безопасности при хранении ядерных материалов в течение ближайших четырёх лет, чтобы сделать их абсолютно недоступными для террористов.

Угроза ядерного терроризма действительно существует?

Специалисты в данной области считают, что угроза создания бомбы, основанной на реакции деления ядра урана (что само по себе технически сложно), «весьма маловероятна, но, при этом может иметь весьма серьёзные последствия».

Другими словами, угроза маловероятна, но может принести большой ущерб. С другой стороны, «грязная бомба», в которой обычные взрывчатые вещества используются для распыления радиоактивных веществ, может быть создана с «большой долей вероятности, однако её последствия не будут столь страшны». Она скорее предназначена для того, чтобы посеять панику, чем вызвать гибель людей.

Опасность неотвратима?


Эксперты в вопросах ядерной безопасности указывают, что, судя по всему, террористы не сумели получить доступа к оружейным ядерным материалам, однако при этом отмечают, что с начала 90-х годов было отмечено 18 случае хищений радиоактивных материалов.

Какие меры предпринимают страны для защиты своих ядерных материалов?

До настоящего времени немало сделали в этой области Россия и другие республики бывшего СССР. США оказали им финансовую помощь для усиления мер по сохранности ядерных материалов. Были подписаны целый ряд договоров и соглашений, направленных на борьбу с контрабандой и распространением ядерных материалов и технологий. Вашингтон стремится к тому, чтобы их участниками стало ещё больше стран.

Какова зона риска?

Специалисты полагают, что наибольшей зоной риска является Пакистан, где имеется много ядерного оружия и весьма нестабильная внутренняя обстановка в связи присутствием ячеек Аль-Каиды и групп талибов на его территории, особенно в приграничных с Афганистаном районах.

Будут ли во время встречи на высшем уровне обсуждаться иранская и северокорейская проблемы?

Они не фигурируют в повестке дня, однако Обама детально обсудил эти проблемы во время своих двухсторонних встреч с руководителями других стран, включая Председателя КНР Ху Цзиньтао. Обама выступает за введение более жёстких санкций в отношении Ирана из-за отказа властей Исламской Республики свернуть свою ядерную программу и предлагает Северной Корее вернуться за стол переговоров.