Крушение самолета, в результате которого погиб польский президент и еще 95 человек, является трагедией для польского народа и потерей добрых друзей для Соединенных Штатов. Однако для России - соседа Польши – это возможность установить свою гегемонию в Восточной Европе, как это было во времена железного занавеса.
Дело в том, что русский медведь вернулся. Как Дракула, восставший из гроба, он теперь важно шествует по миру, тогда как мы думали, что он уже давно мертв и покоится в земле. А беспомощные действия президента Обамы на международной арене дают российскому авторитарному руководству уникальный шанс расширить свое влияние – и постепенно уменьшать наше.
Некоторые поверят в российскую версию причин катастрофы самолета и будут думать, что польский пилот умышленно рисковал жизнью президента и всего верхнего эшелона руководителей этой страны, пытаясь совершить посадку в плотном тумане, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны российской наземной диспетчерской службы.
Другие не поверят в это, вспомнив о том, что президент Качиньский был заклятым врагом российского премьера Владимира Путина и что ужасная путинская ФСБ (пришедшая на смену КГБ) шесть лет назад была связана с заговором с целью отравления украинского президента.
В любом случае следует ожидать нового и, возможно, непреодолимого давления на Польшу с целью заставить ее следовать в фарватере Кремля. Добавьте к этому договор СНВ, подписания которого нашим президентом Россия добилась всего лишь неделю назад, и тогда станет ясно, что всем тем, кто воображал, будто мы победили в холодной войне, надо будет еще раз как следует задуматься.
Американцы наблюдали за тем, как Советский Союз развалился в 1990 году, они были свидетелями того, как Россия превратилась в государство-инвалид с ампутированными руками и ногами. Бывшая империя раскололась на 15 независимых республик – от Украины до Киргизии. Когда-то бывшие мощными, ее сухопутные войска, военно-морской флот и ядерный арсенал развалились по той же схеме.
Руководители американской политики просто списали Россию как государство, лишенное настоящего и не имеющего никакой ясной перспективы относительно будущего. Эксперты по Советскому Союзу вроде Кондолизы Райс, которые когда-то были тяжеловесами в любом исследовательском институте в Вашингтоне, отчаянно пытались найти другую работу.
Они должны были понять, что страна, богатая разнообразными ресурсами – от нефти и природного газа до железа, золота и алмазов – не сможет долго оставаться бедной, а государство с длинной историей агрессивных империалистических захватов не будет сидеть и спокойно взирать на свои сократившиеся размеры, уступая по этому параметру тому государству, которое, будучи царем, унаследовал Петр Великий.
В 2000 году россияне избрали своим президентом Путина. В то время как цены на нефть стали способствовать наполнению российской государственной казны, он пообещал восстановить гордость и мощь России, а ценой этого, как вскоре выяснилось, стало окончание 10-летнего хаотического эксперимента с демократическими свободами.
Бывший агент КГБ Путин усвоил ценный урок, погребенный под пеплом поражения – коммунизм сдерживал развитие Советского Союза. Когда дело доходило до запугивания Россией своих европейских соседей, а также своего собственного народа, то холодное, открытое использование силы ради самой силы работало значительно лучше - особенно в том случае, когда Соединенные Штаты предпочитали смотреть в другую сторону.
Так что в течение 10 лет Америка пассивно наблюдала за тем, как Путин устраивал массовые и жестокие расправы над чеченцами, убивал журналистов, отправлял за решетку ведущих предпринимателей, а на их место назначал своих близких друзей.
Мы сидели, сложа руки, в то время как Путин в три раза увеличил военный бюджет, помог Ирану построить и оснастить ядерный реактор в Бушере, а также переправил муллам ракетные системы и секретные ядерные технологии.
Соединенные Штаты ничего не предпринимали, так как Райс и другие настаивали на том, что нет препятствий для того, чтобы Россия поддержала санкции ООН против Ирана – страны, которой русские помогали вооружаться.
Наконец, летом 2008 года жестокая агрессия против независимой Грузии заставила администрацию Буша изменить свое отношение к Путину. Однако затем последовали выборы в США, и у руля оказалась новая команда по внешней политике. Обама не только не исправил ошибок Буша, но даже намерен их теперь усугубить.
Первым шагом стало то, что мы бросили на произвол судьбы своих демократических союзников в Восточной Европе, включая Польшу, которые не подчинились Путину, согласившись разместить на своей территории элементы американской системы противоракетной обороны. А неделю назад состоялось подписание договора СНВ, который обрекает нас на постоянный упадок в ядерной сфере, тогда как Россия получает свободу и может модернизировать свой ядерный арсенал и даже создать свой собственный ядерный щит.
И как раз в тот день, когда был подписан этот договор, был совершен государственный переворот и было свергнуто правительство в Киргизии, которая является жизненно важным перевалочным пунктом на линии снабжения наших войск в Афганистане. Как и в случае с гибелью в авиакатастрофе Качиньского, мы лишились в этой стране лидера, который не подчинился давлению Кремля, требовавшего закрыть американскую базу на территории этого государства.
И что теперь? Путин и его марионеточный президент Дмитрий Медведев сейчас говорят о том, что они не поддержат введение бензинового бойкота против Ирана, а именно эта санкция способна остановить иранскую ядерную программу в тот момент, когда она уже прошла последний поворот.
Мы не узнаем правду о катастрофе самолета, произошедшей в конце прошлой недели, пока «черные ящики» будут оставаться в российских руках. Однако мы уже знаем правду о Путине. Люди смеялись, когда Буш рассказывал о том, как он взглянул в душу Путина и увидел там хорошего человека. Обама посмотрел на запачканные кровью руки Путина и увидел лидера, с которым можно иметь дело.
Недавно в свет вышла новая книга Артура Хермана под названием «Ганди и Черчилль» («Gandhi and Churchill»).