В прошлом месяце, когда президент Франции Николя Саркози посещал Вашингтон, у чиновников из администрации был великолепный шанс задать французскому лидеру ряд вопросов, касающихся продажи современных десантных кораблей России. Эти поставки грозят до основания встряхнуть весь альянс НАТО, усилить наступательные возможности России и спровоцировать активизацию российской кампании запугивания соседних государств.
К сожалению, администрация не только отказалась решительно и открыто выступить против этих поставок. Согласно имеющимся сообщениям, советник по национальной безопасности вообще не поднимал данный вопрос на переговорах со своими коллегами, а во время интервью заявил, что эти поставки вполне вписываются в новую политику администрации по налаживанию контактов и примирению с Россией.
Следовательно, теперь Конгресс должен использовать все имеющиеся у него средства, чтобы внушить французскому правительству, насколько опасны последствия этой сделки, а также убедить его пересмотреть свое решение. В результате проводимой Россией политики угроз некоторые союзники НАТО уже стали ее жертвами. Франция не должна позволять России поступать так же по отношению к остальным.
Для наших союзников по НАТО в Восточной Европе, таких как страны Балтии и Польша, российское вторжение в Грузию осенью 2008 года стало пугающим подтверждением того, насколько серьезную опасность представляет их грозный сосед. Но некоторые более крупные члены НАТО проигнорировали и даже усугубили эти обоснованные опасения по поводу безопасности. Германия и Италия тут же пошли на укрепление торговых связей с российским режимом и на развитие отношений в энергетической сфере. А Франция, добившаяся прекращения огня в Грузии, поспешила закрепиться в этой новой роли в отношениях с Россией, заключив с ней выгодную для себя сделку о продаже крупных систем вооружений, которые позволят Москве осуществлять еще более агрессивные действия против соседних государств.
Дав согласие на поставку кораблей "Мистраль" в Россию, Франция рискует нанести невосполнимый ущерб блоку НАТО и трансатлантическим взаимоотношениям. Усиливая Россию такой боевой техникой, она совершенно очевидно подрывает безопасность тех стран-членов и союзников НАТО, которые противостоят российской политике запугивания и открытой агрессии. Вызывает огромную тревогу то, что Францию, похоже, не очень заботят последствия ее сделки с Россией, несмотря на возражения, высказываемые ее союзниками по НАТО из Восточной Европы.
Не менее тревожно и то, что другие страны НАТО могут "пойти за лидером" и воспользуются поставками французских кораблей как оправданием для того, чтобы продавать России собственное оружие. Эта первая сделка члена НАТО с Россией, предусматривающая поставку современных систем вооружений, может открыть шлюзы, стать наградой России за ее агрессию и дать Москве средства для активизации ее кампании угроз и агрессии против соседних государств. Объявляя энергетические бойкоты, прилагая согласованные усилия по обретению монопольного контроля поставок газа в другие страны Европы, выступая с агрессивными заявлениями и проводя военные учения по отражению воображаемых "угроз", российские руководители с готовностью применяют в отношении соседних с Россией государств ту самую силовую тактику, которую они используют против собственных граждан.
Продолжающаяся оккупация Россией ряда районов соседних государств, а также масштабное вторжение в Грузию показывает, какая огромная опасность возникнет, если изо всех частей Европы на восток в Россию пойдет современное, высокоэффективное оружие и боевая техника.
Но спор из-за "Мистраля" это лишь одна из многих усиливающихся проблем в трансатлантических отношениях.
Многие наши европейские союзники цепляются за менталитет "холодной войны", сосредоточивая усилия на собственной обороне и предоставляя США в одиночку поддерживать глобальную безопасность. Кто-то ограничился отправкой боевых подразделений в Афганистан. Европейский Союз оказался не в состоянии задействовать стратегическую транспортную авиацию. А многие другие страны не выполняют свои обязательства по финансированию. В большинстве стран Европы сложилось мнение, что Соединенные Штаты должны не только и дальше обеспечивать европейскую безопасность, но и в одиночку справляться с крупными вызовами во всех концах нашей планеты.
Недавно французские ВМС пообещали направить 10 боевых кораблей и 30 самолетов на натовские учения, задача которых заключается в усилении возможностей альянса по развертыванию сил быстрого реагирования за пределами Европы. Но согласно имеющимся сведениям, на войну в Афганистане Франция такие силы и средства выделять не будет.
Нашим главным европейским союзникам надо понять, что американский народ не может и дальше оплачивать их безопасность в условиях, когда Европа не желает делить ношу в таких важных операциях, как "Несокрушимая свобода" в Афганистане. Да и другие действия европейских стран, обусловленные стремлением заработать на сделках по поставкам оружия и энергоресурсов с российским руководством, которое стремится подорвать наш альянс НАТО и при каждой удобной возможности запугивает Европу, также противоречат нашим общим интересам глобального мира, безопасности и стабильности.
Выступить против решения президента Саркози о продаже вооружений в Россию – это был бы хороший первый шаг на пути решения проблем, грозящих НАТО. И Конгресс еще может заполнить тот вакуум, который своим бездействием создала администрация. Во-первых, мы можем принять подготовленный мною законопроект, в котором выражается наша однозначная оппозиция решению Франции о поставке "Мистраля" и любым другим поставкам важных систем вооружений странами НАТО в Россию. Еще в одной подготовленной мною резолюции подчеркивается преданность Америки целям и интересам НАТО и европейской безопасности. В ней звучит призыв к президенту поддержать создание системы противоракетной обороны в Европе.
США не могут больше безучастно наблюдать за тем, как в рядах этого жизненно важного альянса появляются трещины.
Член палаты представителей Илеана Рос-Летинен - высокопоставленный депутат от Республиканской партии, работающая в комитете международных отношений палаты представителей.