Через несколько дней или через несколько недель временная приостановка усыновления российских детей американцами, официально объявленная в четверг, вероятно, будет снята. Но, как заявил высокопоставленный кремлевский чиновник, государство, так или иначе, ищет способы оставлять российских детей в России. В конце концов, разве может страна, население которой резко сократилось, с такой легкостью отдавать своих детей за границу?
«Мы должны сделать все возможное, чтобы наши дети оставались на родине и получали тут все необходимое», - считает чиновник Павел Астахов.
Назначенный на должность нового омбудсмена по вопросам усыновления в России, Астахов участвовал в составлении правительственного плана по ужесточению правил усыновления. Эта мера была принята после недавнего шумного дела семилетнего русского мальчика, которого на прошлой неделе одного, без сопровождения, отправила обратно в Россию женщина из Теннеси, усыновившая его в прошлом году.
Известный юрист Астахов часто появляется на телеэкране, у него хорошее чутье и он смог привлечь стойкое внимание общественности к тяжелому положению этого мальчика, и многих других российских детей, которые страдают от плохого обращения за границей. Для российских СМИ это колючий сюжет, ведь дело не только в том, что мальчика увезли за границу и там плохо с ним плохо обращались, но и в том, что страна оказалась не в состоянии как-то на это повлиять.
В четверг в интервью Астахов подчеркнул, что он не сторонник постоянного запрета на усыновление, потому что понимает, что в России просто нет достаточного числа семей, желающих усыновлять детей-сирот. Однако он полагает, что более жесткие ограничения, наряду с всемерными усилиями по оказанию помощи российским усыновителям, облегчающим усыновление внутри страны, позволили бы резко сократить число детей, отправляемых за границу.
Он добавил, что для агентств по усыновлению поиск приемных родителей за границей зачастую оказывается "выгодной сделкой", поэтому заявки российских семей в ряде случаев оставляли без внимания, - просто потому что отдавать детей за границу было выгоднее.
"Я нередко сталкиваюсь с ошибками, злоупотреблениями и дезинформацией в делах, связанных с детьми, - заявил он. – Но эта наша внутренняя проблема".
И все же сократить число усыновлений детей иностранцами будет нелегко. Почти 750 тысяч детей в России не имеют родителей, или те лишены родительских прав. Очень многие из этих детей живут в разветвленной сети сиротских приютов (дома ребенка, детские дома).
В России к усыновлению относятся с предубеждением, люди здесь гораздо менее охотно усыновляют детей, чем иностранцы, а традиция воспитания детей в чужой семье без юридического усыновления практически отсутствует. В результате, как опасаются специалисты, если отказаться от спасительного выхода - зарубежных усыновлений – в результате просто возрастет число детей в детских домах. Впрочем, по мнению некоторых, теперь, когда проблема привлекла к себе внимание, появилась надежда, что россияне проявят большую гибкость в этом вопросе.
Заявление о приостановке усыновлений иностранными гражданами было сделано в четверг представителем российского министра иностранных дел. По данным госдепартамента в Вашингтоне, официального уведомления о приостановке пока не поступало, однако Астахов сообщил, что все процедуры усыновления уже временно прекращены.
Американская делегация планирует на следующей неделе провести переговоры в Москве; Астахов настроен весьма оптимистично и полагает, что есть возможность разработать новые правила.
«Практика усыновления российских детей американцами существует уже почти 20 лет, но никакого соглашения по этому вопросу до сих пор не было, - заявил он. - Это никуда не годится. Видимо, пришла пора показать, что мы умеем договариваться не только о численности ядерных ракет и атомных бомб, но также и об интересах детей»
Астахов считает, что и потенциальные родители, и агентства по усыновлению должны подвергаться более тщательной проверке.
Россия – третий по величине источник приемных детей в США, после Китая и Эфиопии. В 2009 году, по заявлению официальных лиц, было усыновлено 1586 российских детей. При том, что эта цифра в последние годы снижается, в известной мере из-за опасений в связи с синдромом «алкогольного зачатия» и другими вопросами, связанными со здоровьем детей.
В настоящий момент на стадии завершения находится более 250 процедур усыновления российских детей американскими семьями, и сейчас, как заявили российские чиновники, все эти дела приостановлены. Кроме того, по данным Объединенного совета международных служб защиты интересов детей, на той или иной стадии усыновления находятся дела почти трех с половиной тысяч российских детей, которых собираются усыновить три тысячи американских семей.
Российские чиновники признают, что подавляющее большинство усыновлений в последние десятилетия оказались удачными. Но все же, по заявлению российских официальных лиц, сделанному в прошлом году, за период с 1996 года в результате жестокого обращения умерло 14 российских детей, усыновленных американскими семьями.
В Соединенных Штатах Америки родители, которые пытаются усыновить российских детей, с глубоким разочарованием встретили эту приостановку. «Не знаю, что Россия думает о последствиях этой приостановки для самих детей, - заявила Сью Гейнор (Sue Gainor), председатель комитета семей по усыновлению детей из России и Украины. – Они говорят, что "с каждым четвертым ребенком плохо обращаются, поэтому мы должны принимать такие драконовские методы". А о тысячах детей, угасающих в детских домах в ожидании усыновления они не думают».
Сорокатрехлетний Астахов не очень похож на фанатичного борца за интересы детей. До назначения его президентом России Дмитрием Медведевым на эту должность он был одним из ведущих адвокатов России и не имел ни малейшего отношения к проблемам защиты детей.
Когда случай семилетнего мальчика, урожденного Артема Савельева, всплыл в СМИ, Астахов успешно вписался в информационную волну. Он постоянно фигурировал в телерепортажах, было даже показано его интервью с этим мальчиком, проведенное, кстати, весьма бережно.
В этой среде Астахов чувствует себя как дома. Он ведущий популярной телевизионной программы «Час суда», где выносит решения по делам вроде тех, что в США часто можно увидеть в программе “Judge Judy” (Судья Джуди). По его словам, несмотря на назначение на должность федерального чиновника, ему разрешено продолжать работу на телевидении.
Павел Астахов считает, что правильно всестороннее задействовать СМИ и привлекать внимание потенциальных усыновителей: увидев пострадавшего мальчика на экранах телевизоров, многие, возможно, задумаются о возможности его усыновления.
«Я, как и президент, назначивший меня на эту должность, полагаю, что наша работа должна быть в центре внимания, - заявил он. – Мы должны во всеуслышание говорить и о том, что мы делаем в этой сфере, и об имеющих место грубых нарушениях».
Павел Астахов учился в Высшей шуоле КГБ и в Питтсбургском университете, у него весьма нетривиальный взгляд на российско-американские отношения.
Он не избегает темы жестокого обращения с детьми в самой России и не скрывает, что российские дети, усыновленные российскими семьями, страдают от плохого обращения намного чаще, чем российские дети в США.
Астахов, по его словам, понимает, что многие американцы, стремящиеся усыновить российских детей, возможно, с принятием новых правил откажутся от своих планов. Но он считает, что изменения необходимы. «Усыновления не прекратятся, - сказал российский защитник интересов детей. – Мы просто хотим гарантировать жизнь и безопасность наших детей за границей. Ведь мы отдаем американским семьям то, что нам дороже всего: наших детей».
Из Нью-Йорка в репортаже участвовала Сара Кершоу (Sarah Kershaw)