Речь, подготовленная Лехом Качиньским для траурных мероприятий 10 апреля 2010 года. Трагически погибший президент не успел ее произнести. Ранее в качестве окончательного варианта речи ошибочно приводилось письмо к Катынским семьям от 3 апреля.
1. Это произошло 70 лет назад. Их, связанных, убивали выстрелом в затылок. Так, чтобы было мало крови. Потом – на их мундирах все еще оставались пуговицы с орлами – их уложили в глубокие ямы. Здесь, в Катыни, таких смертей было четыре тысячи четыреста. В Катыни, Харькове, Твери, Киеве, Херсоне и Минске – 21768.
Убитые были гражданами Польши, людьми разного вероисповедания и разных профессий: военные, полицейские и гражданские. Среди них были генералы и обычные полицейские, профессора и сельские учителя, военные капелланы разных конфессий: католические священники, главный раввин Войска Польского, главный капеллан греко-католической церкви и главный православный капеллан.
Все эти преступления, которые были совершены в течение нескольких месяцев, мы символически называем Катынским Преступлением. Их объединяет гражданство жертв и одно решение одних и тех же виновных.
2.
Преступление было совершено по воле Сталина, по приказу высших властей Советского Союза: Политбюро ВКП(б). Решение было принято 5 марта 1940 года по предложению Лаврентия Берии: расстрелять! Его записка с обоснованиями гласит: это "закоренелые враги советской власти".
3. Этих людей уничтожили без процессов и приговоров. Их убийство было совершено с попранием прав и конвенций цивилизованного мира.
Чем является смерть десятков тысяч людей – граждан Польской Республики – без суда? Если это не геноцид, то что это?
4. Мы спрашиваем, не перестаем спрашивать: почему? Историки указывают на преступные механизмы коммунистического тоталитаризма. Часть его жертв покоится здесь рядом, в катынском лесу. Это тысячи россиян, украинцев, белорусов, людей других национальностей.
Причиной этого преступления, был, однако, и пакт Молотова−Риббентропа, который привел к четвертому разделу Польши. Ей были империалистические, шовинистические намерения Сталина. Катынское преступление явилось, как писал об этом в последний момент избежавший транспорта смерти профессор Станислав Свяневич (Stanisław Swianiewicz), частью "акции (...) по расчистке местности, необходимой для дальнейшей экспансии советского империализма".
Оно было ключевым элементом плана по уничтожению Польши: государства, стоявшего − с 1920 года − на пути завоевания Европы коммунистической империей.
Именно поэтому НКВД пыталось склонить заключенных на свою сторону, чтобы они поддержали планы завоевания. Однако офицеры из Козельска и Старобельска выбрали честь, они были верны Отчизне.
Поэтому Сталин и его Политбюро, мстя непобежденным, постановили: расстрелять их. Их могилами стали рвы смерти в Катыни, под Харьковом, в Медном. Эти рвы смерти должны были стать также могилой Польши, независимой Польской Республики.
5. В июне 1941 года немцы нанесли удар по СССР: союзники августа 1939 стали смертельными врагами. СССР стал членом антигитлеровской коалиции. Правительство в Москве на основании договора от 30 июля 1941 года возобновило отношения с Польшей. Сталин сидел бок о бок с Рузвельтом и Черчиллем в "Большой тройке".
Миллионы солдат Красной Армии – русских, украинцев, белорусов, грузин, армян, азербайджанцев, жителей Центральной Азии, отдавали жизнь в битве с гитлеровской Германией. В той же самой войне гибли американцы, британцы, поляки, солдаты других народов.
Вспомним: это мы, поляки, первыми оказывали вооруженный отпор армии Гитлера. Мы воевали с нацистской Германией от начала до конца войны. К ее окончанию наши военные составляли четвертую по численности армию антигитлеровской коалиции.
Поляки воевали и гибли на всех фронтах: на Вестерплатте и под Коцком, в битве за Англию и под Монте-Кассино, под Ленино и в Берлине, в партизанских отрядах и в Варшавском восстании. Среди них были братья и дети жертв Катыни.
Над Третьим Рейхом в бомбардировщике Польских вооруженных сил погиб 26-летний Александр Федоронько (Aleksander Fedorońko), старший из сыновей убитого в Катыни Шимона Федоронько (Szymon Fedorońko) – главного православного капеллана Войска Польского. Самый младший сын, 22-летний Орест, погиб, находясь в рядах Армии Крайовой, в первый день Варшавского восстания. Его 24-летний брат Вячеслав, воевавший в группировке "Gurt"Армии Крайовой, погиб 17 днями позднее.
В мае 1945 года Третий Рейх проиграл войну. Нацистский тоталитаризм пал. Скоро мы будем отмечать 65-ую годовщину этого события.
Для нашего народа эта победа, однако, была горькой, неполной. Мы попали в сферу влияния Сталина и его тоталитарного коммунизма. После 1945 года Польша существовала, но без независимости. С навязанным извне режимом. Начались попытки фальсифицировать нашу память о польской истории и польской идентичности.
6. Важной частью этой попытки фальсификации была катынская ложь. Историки называют ее краеугольной ложью Польской Народной Республики. Она использовалась с 1943 года. Именно на ее почве Сталин разорвал отношения с польским правительством.
Мир должен был никогда ничего не узнать. У семей жертв отняли право на публичный траур, на то, чтобы оплакать и достойно почтить память своих близких.
По стороне лжи стояла мощь тоталитарной империи, стоял властный аппарат польских коммунистов. Люди, говорившие о Катыни правду, дорого за это расплачивались. Даже учащиеся. В 1949 году 20-летний Юзеф Балка (Józef Bałka) из Хелма за то, что он выкрикнул на лекции правду о Катыни, по приговору военного суда был отправлен на три года в тюрьму.
Неужели – напомню слова поэта – свидетелями должны были остаться лишь "несгибаемые пуговицы", которые находили здесь, на катынских могилах?
Однако были и "несгибаемые люди", и по прошествии четырех десятилетий тоталитарный Голиаф был побежден. Правда – последнее оружие против насилия – одержала победу. Как катынская ложь была фундаментом ПНР, так правда о Катыни стал фундаментом свободной Польской Республики. Это огромная заслуга Катынских семей, их борьбы за память о своих близких, а значит – и за память и идентичность Польши. Заслуга молодежи: учащихся, таких как Юзеф Балка. Заслуга тех учителей, которые несмотря на запреты говорили детям правду. Заслуга священников, в том числе ксендза-прелата Здзислава Пешковского (Zdzisław Peszkowski) и убитого в январе 1989 года ксендза Стефана Недзеляка (Stefan Niedzielak) – инициатора возведения катынского креста на варшавском кладбище Повонзки. Заслуга работников нелегальных типографий. Заслуга множества независимых движений и "Солидарности", миллионов родителей, рассказывавших своим детям правдивую историю Польши.
Как очень точно сказал несколько дней назад премьер Польши, поляки стали большой Катынской Семьей.
Я выражаю глубочайшую благодарность всем членами этой общины, особенно родным и близким жертв. Ваша огромная заслуга – победа в битве с ложью! Вы прекрасно послужили своему Отечеству!
Огромные заслуги в борьбе с катынской ложью принадлежат и россиянам: деятелям "Мемориала", тем юристам, историкам, российским должностным лицам, которые отважно открывали правду о преступлении Сталина.
7. Катынь и катынская ложь стали болезненной раной польской истории и на долгие десятилетия отравили отношения между поляками и русскими.
Устойчивые отношения невозможно строить на лжи. Ложь разделяет людей и народы, несет ненависть и злобу. Поэтому нам нужна правда. Истина не лежит посередине, она за теми, кто борется за свободу.
Мы, христиане, хорошо это знаем: даже самая болезненная правда несет освобождение и справедливость, объединяет. Она указывает путь к согласию.
Так сделаем же так, чтобы катынская рана могла наконец окончательно зажить и затянуться.
Мы уже на верном пути. Несмотря на различные колебания и тенденции, у нас сейчас больше правды о Катынском преступлении, чем четверть века назад. Мы высоко оцениваем дела России и россиян, служащие этой правде, в том числе состоявшийся в среду визит премьер-министра Путина в катынский лес, к могилам убитых.
Но для правды нужны не только слова, но и конкретные действия. Необходимо обнародовать все документы, которые касаются катынского преступления. Все обстоятельства катынского преступления должны быть полностью изучены и расследованы. Здесь, в Катыни, должен состоятся разговор молодежи: польской и российской, украинской, белорусской. Важно, чтобы невиновность жертв была зафиксирована на юридическом уровне, чтобы катынская ложь навсегда исчезла из общественного пространства.
Мы должны двигаться дальше этим сблизившим наши народы путем, не останавливаясь и не отступая назад. Этот путь примирения требует отчетливых знаков. На этом пути необходимо партнерство, диалог равного с равным, а не тоска по империи. Необходимо мыслить об общих ценностях: о демократии, свободе, плюрализме, а не о сферах влияния.
8. Катынская трагедия и борьба с катыской ложью – это важный опыт для следующих поколений поляков. Это часть нашей истории, нашей памяти и нашей идентичности. Однако это также история всей Европы, мира. Это послание, касающееся каждого человека и всех народов. Оно касается прошлого и будущего человеческой цивилизации.
Катынское преступление станет уже навсегда напоминанием об угрозе неволи и уничтожения людей и народов. О силе лжи. Но также оно будет и свидетельством того, что люди и народы могут даже в самые тяжелые времена выбрать свободу и защитить правду.
Воздадим же вместе дань памяти убитым и помолимся над их могилами.
Хвала героям! Хвала их памяти!