История Артёма Савельева — мальчика, которого приёмная мать-американка отправила обратно в Россию, душераздирающа. А теперь из-за неё ещё и могут рухнуть мечты тысяч других детей и их будущих приёмных родственников.
Артёму в пятницу исполнилось восемь лет. Недавно он прилетел в Москву на самолёте, один и с запиской, в которой содержалась просьба российским властям забрать его обратно. Мать Артёма — медсестра из Теннесси Торри Энн Хансен (Torry Ann Hansen) — хочет, чтобы ребёнок вернулся в детский дом, потому что у него серьёзные психологические проблемы. Родственники жалуются, что в детском доме им не рассказали о его состоянии.
Всех подробностей мы, конечно, не знаем, но вот так возвращать ребёнка, как пару рваных джинсов в магазин, — это неправильно, это глубоко неправильно.
На прошлой неделе Министерство иностранных дел России объявило, что усыновление детей гражданами США будет официально прекращено до тех пор, пока в обеих странах не будут введены более надёжные гарантии безопасности. Неизвестно, будет ли запрет распространяться на все попытки усыновления детей гражданами США, а также сколько он продлится.
С 1991 года 50 тысяч российских детей нашли у нас новый дом, и в огромном большинстве случаев всё заканчивалось хорошо. Прямо сейчас через процедуру усыновления проходят 3500 российских детей; 2500 из них прошли её почти до конца. Пока власти решают проблему (которая, вне всяких сомнений, очень серьёзна), эти дети не должны пострадать.
На этой неделе в Россию отправится американская делегация; будут обсуждаться пути избежания повтора трагедии Артёма. Американские агентства по усыновлению тщательно выбирают семьи, которым будут передаваться российские дети. Россия также требует, чтобы эти же агентства осуществляли надзор за семьями и после усыновления, но это редко соблюдается. Понятно, что ответственность за это Москва возложит на Вашингтон, но Вашингтону не очень-то хочется брать её на себя. Необходимо, чтобы после усыновления надзор за новой семьёй был более тщательным. Вашингтон также должен ввести требование к агентствам, чтобы они предоставляли родителям консультационные услуги.
Русские должны внести коррективы в свою систему. Многие детские дома переполнены, не хватает работников и ресурсов. Приёмные родители жалуются, что им не сообщают самых главных сведений о детях. Американцы хотят, чтобы агентства и будущие родители стопроцентно и заранее знали всё о состоянии здоровья ребёнка. Также Кремль должен доказать, что заботится об этом, выделив больше денег на содержание детдомов, а также предоставляя административные услуги им и всем, кто задействован в процедуре усыновления.
Понятно, что русские щепетильно относятся к проблеме отправления своих детей за границу. Кремль должен найти способы убедить и самих россиян усыновлять больше детей. Если ребёнку-сироте отказать в возможности найти уютный дом и родительскую любовь за границей, это будет трагедия.