Когда мне нужен квалифицированный комментарий по российской внешней политике, на ум сразу же приходят имена Джудит Миллер (Judith Miller) и Дуга Шона (Doug Schoen). Ну кто же, в самом деле, может разбираться в международных отношениях лучше, чем специалист по избирательным кампаниям и журналистка из The New York Times, прославившаяся в основном агитпропом в поддержку войны в Ираке? Их позиция, правда, сводится к обычному «ах, эти подлые русские опять мешают нашим благородным планам», и опирается на следующий тезис:
«Лидеры оппозиции давно уже заявляют, что выдворят западные войска с базы в «Манасе», как того хочет Россия».
Да, действительно, некоторое время они об этом говорили. Однако временное правительство Отунбаевой уже подтвердило, что будет соблюдать обязательства прежнего режима перед Соединенными Штатами. Не секрет, что Москва поощряла противников Бакиева и хотела, чтобы он ушел, однако если главной целью всего этого было выгнать американцев из «Манаса», замысел явно не удался. Разумнее было бы считать случившееся попыткой отменить результаты последней «цветной революции» в «ближнем зарубежье». Если смотреть с этой точки зрения, свержение Бакиева в Вашингтоне должно было вызвать скорее облегчение, чем тревогу.
Я как раз сейчас пишу колонку об этом для The Week, поэтому здесь не могу говорить подробно, но есть в нашем подходе к России и странам бывшего Советского Союза нечто глубоко неправильное, если у нас находятся люди, которых огорчает утрата Бакиевым власти – и это при том, что военным операциям США в Афганистане переворот не повредит. На самом деле события в Киргизии должны были показать нам, насколько абсурдна эта «непрекращающаяся американо-российская борьба за влияние в Евразии», наглядно продемонстрировав, что, соперничая за влияние в этих краях, Америка ничего не выигрывает, зато ставит под угрозу реальные интересы национальной безопасности, связанные с Афганистаном.