ВАШИНГТОН. Госсекретарь США Хиллари Родэм Клинтон направляется на встречу министров иностранных дел стран-членов НАТО в Эстонию в момент, когда эта 61-летняя организация переживает кризис среднего возраста.
Прошло почти двадцать лет после распада Советского Союза, и включающая в свой состав 28 членов Организация Североатлантического договора активно проводит самооценку, пытаясь переосмыслить основополагающие цели своего существования.
НАТО была создана для сдерживания давно уже не существующей угрозы советского вторжения в Западную Европу.
Сейчас в этом альянсе налицо раскол, причем на многих фронтах: у некоторых стран-членов есть сомнения относительно его боевой миссии в Афганистане; кто-то испытывает неловкость и тревогу из-за сохранения американского ядерного оружия в Европе и непростых отношений с Москвой; кто-то сомневается в целесообразности продвижения НАТО в пределы российской сферы влияния.
Клинтон и ее 27 коллег-министров собираются в четверг в столице бывшей советской республики Эстонии городе Таллине, где им предстоит критически оценить деятельность альянса и те вызовы, с которыми он сталкивается.
Среди самых непростых вопросов повестки взгляды НАТО на результаты деятельности в Афганистане, а также перспективы подготовки к вступлению в альянс балканской страны Боснии.
Министры иностранных дел должны также обсудить будущее американского ядерного зонтика в Европе. Вопрос этот в сущности сводится к тому, выводить или нет из Европы оставшееся там со времен "холодной войны" ядерное оружие США.
На таллиннской встрече могут возникнуть разногласия по поводу того, пора или нет убирать из Европы остающиеся там на шести военно-воздушных базах в пяти натовских странах 200 ядерных бомб США.
Администрация Обамы публично не выразила свое отношение к судьбе этого небольшого, но вызывающего политическое раздражение ядерного арсенала. Ее представители говорят, что данный вопрос необходимо обсудить в рамках НАТО, чтобы принять по нему коллективное решение.
Но Соединенные Штаты пытаются убедить Россию следовать всем западным сокращениям этого ядерного оружия малой дальности и проводить свои собственные сокращения. Кое-кто в Европе, включая немцев, не столь уверен в необходимости такой привязки.
На встрече может быть также проведена оценка работы по пересмотру так называемой "стратегической концепции" НАТО, включающая корректировку ее целей и задач – впервые с 1999 года.
Данный документ был составлен еще до терактов 11 сентября, до войн в Ираке и Афганистане и до августовского конфликта 2008 года между Россией и Грузией, которая страстно стремится вступить в НАТО.
Окончательный проект этого документа с изложением новой миссии НАТО должен быть утвержден в ноябре, когда президент Барак Обама и остальные лидеры альянса соберутся на свой саммит.
Отношения США с Европой в последние годы ухудшились, отчасти из-за того, что некоторые члены альянса выступили против американского вторжения в Ирак в 2003 году.
После прихода Обамы в Белый Дом одной из главных целей в его внешней политике стало восстановление связей с Европой, а также "перезагрузка" отношений с Россией, которая рассматривает расширение НАТО в качестве угрозы своему влиянию на территории бывшего Советского Союза.
Всерьез разговоры о роспуске НАТО в рядах альянса не ведутся, но, как заявил в интервью аналитик из Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Стивен Флэнаган (Stephen Flanagan), "кое-кто задается вопросом, а для чего он нужен".
Изначально цели альянса определялись как чисто оборонительные: защита Западной Европы от возможного наземного вторжения СССР.
Сегодня нет ни СССР, ни серьезной военной угрозы НАТО в целом. Но российско-грузинская война напомнила бывшим советским республикам, входящим сегодня в состав НАТО (а это прибалтийские страны Латвия, Литва и Эстония), что у них по-прежнему опасное соседство.
Западноевропейские члены альянса, в том числе, Германия, склонны рассматривать Россиию в качестве важного торгового партнера и поставщика нефти и газа.
Члены альянса из Центральной и Восточной Европы смотрят на Россию с большим беспокойством, помня ее имперскую и державную историю. Новые члены натовского клуба считают ядерный арсенал альянса противовесом военной мощи России.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен полагает, что его организация должна более тесно сотрудничать с другими военными альянсами, находящимися далеко за пределами Европы, подключив к этому сотрудничеству такие бурно развивающиеся государства как Китай и Индия. По его словам, опыт войны в Афганистане подтвердил потребность в таких глобальных связях.
"Однако кое-кто опасается, что НАТО излишне распыляет свои усилия, - заявил он 8 апреля, выступая в Чикагском университете, - других тревожит то, что НАТО хочет конкурировать с ООН. По этим причинам возникают колебания относительно более систематического взаимодействия НАТО с такими странами как Индия и Китай".
Кибербезопасность - новый и крупный повод для беспокойства в рядах НАТО, и Эстония является вполне подходящим местом для обсуждения этой усиливающейся урозы.
В апреле и мае 2007 года, во время скачка напряженности в российско-эстонских отношениях, хакеры провели серию кибератак, которые повредили десятки государственных и корпоративных сайтов в этой одной из самых продвинутых в электронном плане стране.
Эстонские власти определили, что нападения осуществлялись с российской территории, и предположили, что их организовал Кремль. Москва это утверждение опровергла.
Главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе американский адмирал Джеймс Ставридис (James Stavridis) говорит о том, что прецедент 2007 года, а также возможность его повторения ставят перед альянсом серьезные вопросы.
Приницип НАТО "нападение на одного это нападение на всех" является основополагающим обязательством для всех стран, подписавших договор о создании альянса. Но является ли кибнападение на одного из членов альянса основанием для того, чтобы НАТО в полном составе выступила на его защиту?
"В 1949 году, когда был написан этот договор, никто и представить себе не мог, что такое этот кибернетический мир", - заявил Ставридис в своем выступлении 2 февраля.
"На мой взгляд, в НАТО мы должны поговорить об определении нападения … Дело в том, что в этом неспокойном мире, в котором мы живем, нападение будет осуществляться, скорее всего, не при помощи авиабомб, а при помощи электронов, идущих по оптоволоконному кабелю".
Хотя главное внимание на встрече будет уделено вопросам безопасности, некоторые ее участники считают, что в Таллине будет также возможность для примирения и налаживания испорченных отношений.
Финский министр иностранных дел Александр Стубб (Alexander Stubb) говорит, что встреча способна помочь США и их европейским союзникам устранить разочарование и неверие в свои силы, а также снять напряженность. "Я чувствую, что сварливой трансатлантической паре пора обновить свои брачные обещания", - сказал он.