МОСКВА. Временная отмена усыновления российских детей американскими семьями, похоже, приобретает характер сильного заморозка.
Оттепель не наступит до тех пор, пока американская делегация, чей приезд в Москву был отложен из-за извержения исландского вулкана, не приступит на следующей неделе к обсуждению юридически обязывающего соглашения, которое даст российским чиновникам большие полномочия по надзору за детьми из России, усыновленными американскими семьями.
Российское министерство иностранных дел опубликовало на этой неделе на своем сайте заявление по поводу международных усыновлений, в котором прослеживается ужесточение российской позиции. Вызвано это той бурей возмущения, которая возникла из-за дела Артема Савельева. Его приемная американская мать в этом месяце отправила ребенка одного на самолете обратно в Россию.
"Недавний вопиющий случай с Артемом Савельевым остро поставил вопрос о том, что приемные дети из России беззащитны перед недобросовестными американскими усыновителями", – говорится в заявлении МИД (на русском языке). Дальнейшие усыновления, отмечается далее в этом заявлении, "будут осуществляться только в рамках двустороннего соглашения с США … Других вариантов решения проблемы нет".
По данным организации по обеспечению благополучия детей Joint Council on International Children's Services, представляющей многочисленные американские агентства по международному усыновлению, сейчас в подвешенном состоянии находится примерно 3000 заявлений из США об усыновлении детей из России. Эта организация разместила в Интернете обращение, уже подписанное 25 тысячами человек, в котором звучит просьба к американским и российским руководителям как можно быстрее найти выход из этой тупиковой ситуации.
Американское посольство в России выступило со своим заявлением, в котором отметило, что его официально не уведомили о запрете на усыновление, подчеркнув, что "возникший недавно спор замедлил этот процесс".
Предстоящие на следующей неделе переговоры должны "создать основу для продолжения процесса усыновления таким образом, чтобы он обеспечивал благополучие российских детей, усыновляемых в США", говорится в заявлении. Но похоже, никто не знает, с какими именно требованиями выступят русские, когда для проведения консультаций в Москву прибудет американская делегация во главе с заместителем госсекретаря по консульским вопросам Майклом Кирби (Michael Kirby).
Кроме настойчивых требований о заключении соглашения министерство иностранных дел ничего не говорит о том, чего именно хочет Россия. Оно ограничивается лишь словами о том, что необходимы "действенные механизмы контроля за условиями жизни усыновленных детей из России и обеспечение их надежной правовой защиты".
Некоторые эксперты не сомневаются в том, что такие механизмы будут включены в и без того жестко регламентированный процесс, осуществляемый в России зарегистрированными агентствами по международному усыновлению, которые в последние годы подвергаются постоянным проверкам со стороны министерства образования и науки, контролирующего данный вопрос.
"Трудно понять, какие конкретно будут требования у российской стороны, - говорит российский координатор из агентства по усыновлению Hand-in-Hand (отделение в Аризоне) Алена Сенкевич, - похоже, что здесь больше риторики, например, "гарантировать безопасность наших детей"".
Запрет на самостоятельные усыновления?
Но из этого скандала может появиться один позитивный результат, говорит она. Не исключено, что по всей России будет, наконец, запрещена практика "самостоятельных усыновлений".
За последние двадцать лет в американских семьях погибло 15 детей из России, и большинство из них приемные родители усыновляли самостоятельно, без посредничества аккредитованных агентств по международному усыновлению. Критики давно уже заявляют, что в таких случаях возникает масса упущений при проверке потенциальных родителей, и что данный процесс подвержен коррупции.
Однако член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, являющаяся автором законопроекта об усыновлении, говорит о том, что российская сторона должна выдвинуть существенные – и даже драконовские – требования.
"Мы хотим, чтобы осуществлялся какой-то надзор за тем, как ребенок осваивается в новой семье, - говорит она, - сейчас система работает таким образом, что агентство по усыновлению регулярно присылает отчеты, но мы хотим, чтобы этой работой занимались социальные службы США, и чтобы они сообщали о результатах в консульские службы России… Если ребенок в новой семье чувствует себя не очень хорошо, или если родители понимают, что не справляются, то российская сторона хочет иметь право вернуть такого ребенка назад в Россию. Почему получается так, что после пересечения границы дети теряют всякую связь с Родиной?"
Право на вмешательство в семейную жизнь?
На практике это даст российским чиновникам, как минимум, косвенное право на вмешательство в жизнь американских семей. Этим, похоже, и объясняется то, почему Соединенные Штаты пока отказываются от подписания двустороннего соглашения с Москвой об усыновлении.
Однако Останина говорит, что Италия уже подписала такое соглашение, и что еще девять стран проводят в настоящее время переговоры с Россией на эту тему.
"Все, что нам нужно, это предотвратить жестокое обращение с детьми, чтобы не было больше случаев, когда детей возвращают нам обратно, как будто это посылка", - заявляет она.
Директор московского независимого фонда помощи детям-сиротам "Здесь и сейчас" Татьяна Тульчинская отмечает, что любое соглашение в случае его заключения будет носить в основном декларативный характер.
"В случае с Артемом был отчет о его жизни в семье, но в нем не было тревожных сигналов. Я не представляю, как это случилось, - говорит она, - в действующем законодательстве уже достаточно мер защиты, но проблема в том, чтобы заставить их работать… Возможно, надо ужесточить правила, чтобы отчеты присылались, пока ребенок не станет старше. Я думаю, что в наблюдении и надзоре, кроме местных социальных служб, могут участвовать представители российского посольства. Но говоря откровенно, я не могу себе представить, как это будет работать".