Пять лет назад по республикам бывшего Советского союза прокатилась волна «цветных революций»; лояльные по отношению к Москве правительства падали практически через каждые полгода. С 2003 по 2005 год в Грузии, Украине и Кыргызстане к власти пришли новые лидеры. И всегда за ними стояла поддержка со стороны Соединённых Штатов Америки. Политический центр тяжести регионов резко сместился к Западу. Сейчас тенденция изменилась на противоположную. За последние три месяца были смещены два правительства из этих трех. В Украине и Кыргызстане к власти пришли руководители, гораздо более дружественно настроенные по отношению к России, ознаменовав крушение «оранжевой» и «тюльпановой» революции, соответственно. (Киев даже согласился продлить аренду военно-морской базы Москвы в черноморском порту Севастополе в обмен на скидки на газ; прежний украинский режим этому всячески противился). Последний устоявший пока лидер цветной революции (в данном случае, «розовой»), грузинский президент Михаил Саакашвили, чувствует себя одиноким как никогда, и предостерегает администрацию Обамы: не давайте России полную свободу действий в бывшем Советском блоке.
Под прозрачными сводами президентского дворца Саакашвили в интервью TIME излагает своё видение ситуации. Президент Барак Обама в стремлении оживить отношения с Кремлём попал в неловкое положение: ему приходится иметь дело с последствиями политики своего предшественника, Джорджа Буша, разозлившего Москву своей поддержкой «цветным» революциям и тесными отношениями с правительствами, которые эти революции привели к власти. Теперь русские настаивают, чтобы Обама отступился от этих отношений. «Но это означает не просто бросить своего союзника, Грузию. Нет, Россия просит, чтобы США вернули ей всю советскую сферу влияния», - говорит Саакашвили.
На практике от США и их европейских союзников требуются три вещи: не подталкивать бывшие советские страны к вступлению в НАТО; не поддерживать открыто оппозиционные движения, стремящиеся свергнуть пророссийские правительства; и, в общем плане, советоваться с Москвой, прежде чем предпринимать какие-то крупные инициативы в окрестностях России, особенно военные. При администрации Буша все эти три требования полностью игнорировались, и отношения с Россией стали хуже, чем были когда-либо со времён «холодной войны». Обама же оказался намного более покладистым, и его администрация верит в то, что Москва ответит им тем же – к великому огорчению Саакашвили.
Нигде это так чётко не прослеживается, как в изменении позиции НАТО. В заявлении, сделанном 14 апреля, новый генеральный секретарь НАТО, Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen), призывает страны НАТО включить Россию в новую стратегию безопасности, вместо того, чтобы видеть в ней потенциальную угрозу. «Соединённые Штаты и Россия в настоящее время явно имеют общую точку зрения по целому ряду проблем безопасности. Мы должны использовать этот новый импульс и предпринять дальнейшие шаги по улучшению нашей общей безопасности», - говорит Расмуссен. Прежние планы открыть Украине и Грузии зелёную дорогу в НАТО отброшены, и вот, как результат, Россия уже помогает НАТО осуществлять поставки в Афганистан. Американский подход к противоракетной обороне в Восточной Европе тоже изменился. Если Буш, продвигая свой план, шёл напролом, несмотря на яростные протесты Москвы, то Обама пригласил Кремль принять участие в диалоге по этому вопросу.
Русские не оставили это без внимания. «Обнадёживает, что США отказались вмешиваться во внутреннюю политику Украины таким способом, как они это делали во время «оранжевой» революции [в 2004 году]. К тому же американцы резко прекратили свою поддержку Грузии. По крайней мере, насколько мне известно, они больше не дают Саакашвили ни доллара военной помощи», - говорит Сергей Марков, давний политтехнолог Кремля и депутат Государственной Думы от партии «Единая Россия», руководимой премьер-министром Владимиром Путиным.
Конечно, команда Обамы продолжает официально утверждать, что вовсе не отвернулась от союзников США ради улучшения связей с Москвой, и Саакашвили признаёт, что у него «нет оснований жаловаться на повседневные отношения». США по-прежнему критикуют Россию за оккупацию пятой части территории Грузии после войны 2008 года. Но как раз эта война и стала переломным пунктом в более широкой стратегии Америки. В ходе войны с Грузией стало ясно, что Россия готова применить силу для защиты своих интересов в регионе, и если США в своём противостоянии этим интересам будут идти до конца, они окажутся втянутыми в войну. Даже администрация Буша не была готова к тому, чтобы взять на себя такой риск. «[Госсекретарь Буша] Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) сказала мне: вы должны избегать открытого конфликта с Россией», - говорит Нино Бурджанадзе, бывший спикер грузинского парламента, а ныне ведущая фигура оппозиции. «Она сказала мне, «Мы уважаем Грузию, но не ввяжемся из-за Грузии в войну с Россией»».
Этот подход, вероятно, спас США от военной катастрофы; теперь же, при Обаме, США ещё в меньшей степени расположены поддерживать противников России. Напротив, теперь Америка принимает Россию как партнёра по глобальной безопасности, и эта тактика окупается. Уже подписаны конкретные соглашения, из них наиболее примечательное – подписанный в этом месяце договор по сокращению на одну треть двух крупнейших в мире ядерных арсеналов. Пока неясно, как страны типа Грузии впишутся в этот новый многообещающий этап отношений между Россией и США. Непохоже, чтобы эта ситуация вызывала положительный отклик у правительства Тбилиси. Россия продолжает шумно требовать выдворения Саакашвили из кабинета, США, видимо, предпочитают держать его на расстоянии. Во время конференции по нераспространению ядерного оружия в Вашингтоне Обама проигнорировал просьбу Саакашвили о предварительной встрече с глазу на глаз, а вместо этого сел за стол переговоров с новым дружественным по отношению к Кремлю президентом Украины, который во время саммита согласился избавиться от запасов высоко обогащенного урана в своей стране.
За несколько дней до саммита в Вашингтоне Саакашвили в своём роскошном офисе пребывал в угрюмом настроении и предавался ностальгии по временам правления Буша. Он единственный из руководителей назвал именем Джорджа Буша улицу; по его словам, прежние хозяева Белого Дома преподали урок, о котором не стоит забывать: они стремились «предотвратить» риск российской агрессии, «а не закрывать глаза и надеяться, что и это пройдёт». Саакашвили утверждает, что угроза его правительству со стороны России нисколько не ослабла, и смягчение тона Запада в диалоге с Москвой не поможет. «Из моего опыта отношений с Россией следует, что любое смягчение тона они воспринимают как проявление слабости, как признание силы России в своём регионе». Эта сила отчетливо возросла с приходом к власти дружественных Кремлю правительств в Украине и Кыргызстане, и, видимо, Вашингтон это устраивает, пока процветают его отношения с Россией. Что же касается «цветных» революций - они, похоже, отцвели.