Едва подписав соглашение с Россией по стратегическим ядерным вооружениям, Соединённые Штаты Америки столкнулись с необходимостью отражать нажим со стороны некоторых своих союзников по НАТО, требующих вывода из Европы запасов устаревающего американского тактического ядерного оружия.
В четверг, во время разговора с министрами иностранных дел стран-членов НАТО, государственный секретарь Хиллари Родхэм Клинтон (Hillary Rodham Clinton) заявила, что администрация Обамы не имеет ничего против сокращения тактических вооружений, главным образом бомб и ракет ближнего радиуса действия, спрятанных в подземных хранилищах на воздушных базах пяти стран-членов НАТО.
Однако госпожа Клинтон допускает возможность вывоза этого оружия только при условии, что Россия согласится сократить свой арсенал, который не менее чем в 10 раз больше американского. И, похоже, она сторонница того, чтобы сокращения американских запасов оружия зависели от большей прозрачности сведений о российских вооружениях и большей готовности вывезти их с территории стран-членов НАТО.
«Мы должны признать, что, пока существует тактическое ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным блоком, - заявила Клинтон. – А принципом существования ядерного блока является распределение ядерного риска и ответственности на всех его участников».
За эти недели проблема вывоза тактического оружия из Европы получил новый импульс, когда Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Норвегия отправили в НАТО совместную петицию с просьбой рассмотреть этот вопрос. Многие аналитики рассматривают тактическое оружие как опасный реликт «холодной войны», дорогой в хранении и опасный, если попадёт не в те руки.
Свою роль сыграли и вопросы внутренней политики: в Германии недавно была избрана правительственная коалиция, выступающая за удаление тактических вооружений с её территории. Саммит по ядерной безопасности президента Обамы и его успешные усилия на переговорах о заключении с Россией нового договора взамен Договора о сокращении ядерных вооружений (START) способствовали тому, что вопрос о разоружении вернулся в повестку дня.
«Это большой прогресс по сравнению с ситуацией, существовавшей несколько месяцев назад», - заявил Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle), министр иностранных дел Германии, лидер Свободной демократической партии, которая также призывает к вывозу вооружений.
Но другие члены НАТО, включая Турцию и некоторых бывших сателлитов Советского Союза, вывозить оружие отказываются, опасаясь, что это сделает их уязвимыми перед Россией. Учитывая существующие глубокие политические разногласия, официальные лица по обе стороны Атлантики опасаются, что дебаты могут вызвать раскол в альянсе.
Речь Хиллари Клинтон представляла собой призыв ко всем странам перевести дух. «Сегодняшний вечер мы рассматриваем как начало этой дискуссии», - заявила она, и заметила, что любые решения следует отложить до встречи руководителей НАТО, которая состоится этой осенью.
Встреча в четверг пришлась на момент, когда 28 членов НАТО заняты переосмыслением принципов существования блока, которому исполнился уже 61 год. Соединенные Штаты Америки стараются оказать давление на принципы ведения натовской бюрократии и повысить её ответственность в выполнении боевых заданий в таких местах, как Афганистан. НАТО, как отмечают американские официальные лица, имеет 14 коллегиальных органов управления, 6 тысяч сотрудников и годовой бюджет, достигающий почти 7 миллиардов долларов.
Генеральный секретарь НАТО, Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen), принял американское требование ревизии в ведении дел в НАТО. «Это не пустые разговоры о косметических изменениях, - заявил Расмуссен на пресс-конференции. – Наши штабы – райское местечко для людей, любящих позаседать в комитетах, но я, должен вам сказать, к ним не отношусь».
Он высказал солидарную с госпожой Клинтон в вопросе о ядерных вооружениях позицию, заметив, что, по его убеждению, «присутствие американского ядерного оружия в Европе является важнейшим компонентом действенного сдерживающего фактора».
Даже те, кто страстно желает увидеть момент, когда эти вооружения будут уничтожены, не могут не признать, что процесс, вероятно, будет долгим и потребует единодушия среди членов НАТО. «Мы не спешим,- заявил в интервью с журналистами министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски (Radoslaw Sikorski). – Мы не верим в поспешные действия – как не верим и в односторонние».
Официальные данные о численности тактических ядерных вооружений отсутствуют, но, по оценкам аналитиков, Соединенные Штаты владеют от 150 до 250 единиц ядерного оружия в Германии, Бельгии, Нидерландах, Италии и Турции. Россия имеет, вероятно, 2000 единиц оружия или выше, причём часть хранится в таких местах, как Калининградская область, рядом с Польшей.
Эти цифры намного ниже пиковых величин, до которых доходила численность тактического оружия в период «холодной войны», когда у Соединенных Штатов Америки было около восьми тысяч тактических ядерных боеголовок, а у Советского Союза более 23 тысяч. Впрочем, в последнее время процесс разоружения замедлился, отчасти потому, что успех в сокращении стратегических ядерных боеголовок сделал тактическое оружие, сколь устаревшим для ведения войны оно бы ни было, жизненно важным для осуществления американского ядерного «зонтика» над Европой.
Госпожа Клинтон подчеркнула важность технологий противоракетной обороны как альтернативного способа ослабления ядерной угрозы. Она призвала НАТО сделать противоракетную оборону своей центральной задачей, подчеркнув, что не ожидает, что страны-члены союза НАТО станут оплачивать американскую систему обороны, планируемую для размещения в Восточной Европе.
Госсекретарь США заявила, что администрация Обамы собирается на следующем раунде переговоров с Россией поднять вопрос о сокращении тактических вооружений, что Россия до сих пор делать отказывалась.
В четверг утром госпожа Клинтон встретилась с министром иностранных дел Эстонии, Урмасом Паэтом (Urmas Paet) и подтвердила обязательство Америки защитить Эстонию и других союзников НАТО от агрессии России. Эстония, десятилетиями томившаяся под властью Советов, в 2007 году подверглась изощренной компьютерной кибератаке, которая, как считают эстонцы, была спланирована кем-то из российского правительства.
О министре Паэте, которому на этой неделе исполнилось 36 лет, госпожа Клинтон отозвалась, что «ему достаточно лет, чтобы помнить советскую оккупацию».
«Мы полагаем, что не существует никаких сфер влияния, как не существует права вето, которое Россия или любая другая страна могла мы наложить на вступление в НАТО какой-либо страны в Европе или в данном регионе», - сказала она.
Однако посреди всех переговоров о ядерной угрозе в кулуарах больше говорили не о ядерном облаке, а об облаке вулканической пыли. Госпожа Клинтон прилетела на переговоры через Испанию, над которой как раз зависло облако после извержения исландского вулкана. Утром в четверг она пережила напряжённый момент, когда вулканическое облако переместилось назад и оказалось над Эстонией. Ее пилоты держали курс на Таллинн без всякой уверенности, что смогут совершить там посадку. Но когда над аэропортом забрезжил рассвет, небо прояснилось.