Нью-Йорк, 20 апреля. Согласно опросам общественного мнения, за последние дни разочарование действиями правительства и политиков достигло небывалых масштабов. Нарастает гнев, неуверенность, пессимизм, недоверие к Вашингтону, а плоды народного недовольства пожинают правые.
«Я никогда не видел ничего подобного в своей жизни», заявил Ноам Хомский в интервью Крису Хеджесу (Chris Hedges) для интернет-издания Truthdig. Известный общественный деятель добавил, что «настроение в стране ужасающее. Гнев, отчаяние и ненависть к государственным институтам отвлекаются на саморазрушительные иллюзорные цели», внедряемые в сознание ультраправыми с помощью популистских лозунгов.
Антиправительственные настроения в обществе усилились, и лишь 22% опрошенных заявляют о том, что полностью доверяют правительству. Как свидетельствуют результаты опросов, проведённых социологами из исследовательского центра Pew Research Center, это один из самых низких уровней доверия правительству за последние полвека. «Сегодня американцы воспринимают любые действия правительства так критично, как никогда. Недоверие к правительству сопровождается целым рядом роковых обстоятельств, таких как экономический спад, мрачные настроения в обществе и невиданное недовольство Конгрессом и чиновниками», заявил Эндрю Кохут (Andrew Kohut), президент Pew Research Center, обобщая результаты нескольких опросов.
Исследовательский центр выяснил, что только 25% опрошенных придерживаются положительного мнения о Конгрессе (это самая низкая оценка за последние 50 лет), а 65% высказывают откровенно негативные суждения. Всё большее количество американцев считает, что правительство неправильно расставляет приоритеты в своей деятельности и что это отрицательно сказывается на их повседневной жизни. 62% опрошенных утверждают, что политика правительства идёт на пользу лишь отдельным группам, а 56% считают, что правительство не делает всё необходимое, чтобы помочь среднему американцу.
Кроме того, подтвердился рост откровенно антиправительственных настроений в определённом сегменте общества. Вдвое возросло количество тех, кто заявляют, что «возмущены» действиями федерального правительства: с 10% в 2000 году до 21% на сегодняшний день. А 30% считают, что правительство представляет угрозу их «личной свободе».
Сопоставив нынешние данные с результатами опросов, проведённых несколько месяцев назад, социологи Pew Research Center также выяснили, что большинство респондентов с недоверием относится к усилению роли государства в управлении экономикой, за исключением финансового сектора. Большинство граждан высказалось в пользу более жёсткого контроля деятельности финансовых учреждений со стороны государства.
По всей видимости, наибольшее разочарование от деятельности правительства испытало движение ультраконсервативного толка Tea Party, возникшее год назад в знак протеста против проекта оказания финансовой помощи банкам и значительно выросшее в ходе борьбы против реформы здравоохранения, предложенной Администрацией Барака Обамы. Его членами являются преимущественно белокожие американцы старше 45 лет, члены Республиканской партии, заявляющие, что они «возмущены» или разгневаны политикой Вашингтона. Их считают наиболее динамичной частью консервативных сил, ставящих перед собой задачу не только заблокировать инициативы Обамы, но и призвать к порядку тех политиков из Республиканской партии, которые недостаточно проявляют свою консервативность.
Недавние опросы, проведённые совместно New York Times/CBS News показали, что 18% американцев считают себя сочувствующими Tea Party, называют себя «сверхконсерваторами», крайне пессимистично относятся к руководству страны, выступают с жёсткой критикой в адрес Вашингтона и, разумеется, Обамы.
Более 90% из них полагают, что страна движется по неправильному пути; точно такой же процент опрошенных осуждает действия президента и его политическую программу. Около 92% высказывают мнение о том, что Обама ведёт страну к социализму (между прочим, это мнение разделяет более половины населения страны).
С другой стороны, народный гнев правого толка проявляется в росте числа «преступлений по мотивам ненависти», в увеличении количества ультраправых расистских групп, а также в неофициальных докладах о нарастающем потоке угроз расправы с президентом. Службы общественной безопасности приведены в степень готовности, соответствующую опасности «внутреннего терроризма».
Отмечен ряд попыток (по некоторым из них уже ведётся расследование) запугать федеральных законодателей и других политиков, занимающих выборные должности. В начале месяца более 30 губернаторов получили письма от одной ультраконсервативной антиправительственной группировки с требованием подать в отставку в течение трёх дней (хотя в них не содержалось угрозы насилия). Федеральные власти были вынуждены предупредить местную полицию, что вышеупомянутые письма могут повлечь за собой насильственные действия. Примеров подобных этому можно привести множество.
Волна разочарования правительством и правителями вызывает беспокойство у отдельных политиков, ещё не представляющих, как это всё скажется на промежуточных выборах в Конгресс. Другие воспринимают это ещё с большей тревогой.
«Это очень напоминает Веймарскую республику. Параллели прослеживаются весьма явно. Там тоже было огромное разочарование парламентской системой», подчеркнул Хомский в интервью интернет-изданию Truthdig. «Соединённым Штатам очень повезло в том, что на политическом горизонте не появилось честной и харизматичной личности». Потому что если бы это произошло, «стране пришлось бы весьма кисло ввиду рухнувших надежд, разочарования, праведного гнева и невозможности дать внятный ответ», добавляет публицист.
В Германии, отметил он, для объяснения причин кризиса придумали врага в лице евреев. «Здесь это, наверное, будут незаконные иммигранты и чернокожие». Нам скажут, что белая раса – это подвергаемое гонениям меньшинство. Скажут, что мы должны защищаться и защищать честь государства. Будет всячески восхваляться военная сила. Кого-то подвергнут наказанию. Это может стать всесокрушающей силой. И если такое случится, это будет опаснее, чем в Германии. США обладают всемирной властью… Не думаю, что это очень далеко от действительности»
Комментарии читателей:
Марио говорит:
Почему эти люди как правило обращают свои взоры на ультраправых, а не на левых? Для них социализм не является возможным выбором в силу образования и идеологической обработки, которой они подвергаются с колыбели. В США это именно то, что сам Хомский детально изучил. И в этой связи пришёл к очень важному выводу: называть СССР социалистической страной – значит смещать принципиальные акценты, потому что: 1) СССР никогда не был по-настоящему социалистическим государством, а лишь бюрократической диктатурой с некоторыми следами социализма. Они присвоили себе это название, чтобы использовать тот моральный авторитет, которым социалистические идеалы пользовались в начале прошлого века; 2) Запад тоже называл СССР социалистической страной по совершенно противоположной причине: очернить перед лицом народов извращённые (властью) социалистические идеалы, ассоциируя их с большевистскими застенками. Так что если люди думали, что социализм – это та самая диктатура Ленина и Сталина, то лучше быть от него подальше, а если это единственная альтернатива корпоративному государственному капитализму, лучше остаться в нём и нести дальше свой крест. Продолжение следует.
Марио говорит:
Тех, кто не в состоянии заглянуть за установленные им пределы, в течение десятилетий подвергались пропагандистской обработке. Они лишь в состоянии перемещаться внутри заданного им системой политического спектра. Когда правые либералы начинают надоедать, укрепляются ультраправые. А когда они покажут свою несостоятельность и народ немного обретёт здравый смысл и отвергнет их, то ли за тем, чтобы снова поддержать либералов. И вот так они и ходят всю жизнь, как ослы вокруг колодца, до самой смерти. Дай-то Бог, чтобы мы нашли в себе силу перепрыгнуть через ограды и перестали быть «одурманенным стадом». Именно так американский идеолог Вальтер Липпман (Walter Lippman), обслуживавший интересы правящей верхушки, называл общество, утверждая, что оно должно быть не более чем заинтересованным зрителем, а принятие решений предоставить специально подготовленным людям. На всякий случай, сообщаю первоисточник: «Страх перед демократией». Автор: Ноам Хомский.