Генеральный директор компании Chevron Джон Уотсон (John Watson) отказался присоединиться к своим соперникам – крупнейшим нефтяным фирмам – в гонке за сланцевым газом в Америке, и предупредил о том, что «его ценник слишком высок» для того, чтобы оправдать необходимые инвестиции.
Господин Уотсон, находящийся во главе второй по величине американской нефтяной компании всего три месяца, уверен в том, что его решение не присоединяться к основной группе коллег по бизнесу, намеренных заниматься сланцевым газом, является верным.
«Отдачу мы пока еще не видели», заявил он в интервью Financial Times.
Комментарии главы компании Chevron были сделаны на фоне попыток американских производителей газа справиться с ситуацией, связанной с низкими ценами на нефть, сложившимися в результате избыточного предложения.
Многие специалисты в этой области считают, что правительства во всем мире, пытаясь понизить свою зависимость от углеводородных видов топлива, будут обращать все большее внимания на природный газ, пока не появятся технологии, которые позволят удовлетворять значительную часть потребности в электроэнергии с помощью возобновляемых источников энергии.
Сланцевый газ содержит на 30 процентов меньше углеродов, чем нефть, и на 50 процентов меньше углеродов, чем уголь.
Его сторонники утверждают, что применение новых технологий позволило повысить оценку запасов сланцевого газа. По их мнению, при сохранении нынешнего уровня потребления его запасов может хватить не на 30, а на 100 лет.
В декабре крупнейшая в Соединенных Штатах нефтяная компания ExxonMobil согласилась приобрести фирму XTO Energy, заплатив 31 миллиард за ее акции и взяв на себя 10 миллиардов ее долгов, из-за ее сильных позиций в области добычи сланцевого газа.
Этой покупке в последние два года предшествовали другие сделки по приобретению активов американских сланцевых месторождений, участниками которых были британские BP, BG Group, норвежская энергетическая компания StatoilHydro, итальянская нефтяная фирма Eni и другие менее крупные компании.
Господин Уотсон занял также особую позицию по Ираку, тогда как другие крупнейшие нефтяные компании ведут борьбу за право разработки нефтяных месторождений этой страны.
Он выразил надежду на то, что Chevron будет играть определенную роль в разработке месторождений в Ираке. Однако он подчеркнул, что, несмотря на «громадные месторождения» в Ираке и затраченное компанией время на подготовку персонала в этой стране, существующие риски и фискальная система являются причиной того, что Ирак не может конкурировать с другими возможностями, находящимися в настоящее время в распоряжении Chevron.
Таким образом, вместо того, чтобы пытаться поспорить за права принять участие в невыгодной сделке, которая неизбежно будет обречена на провал, Chevron решил вообще выйти из игры.
«Мы просто не видим в этом смысла, - отметил господин Уотсон. – Нужно, чтобы сначала были устранены препятствия».
Однако генеральный директор Chevron рассматривает возможность преодоления препятствий на пути к добыче нефти и природного газа в России.
В тот момент, когда ConocoPhillips продает половину принадлежащего ей пакета акций крупнейшей российской нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», господин Уотсон заявляет: «Нас обнадеживает то, что мы слышим из Москвы».