В эпоху, последовавшую за терактами 11 сентября, идея превентивной войны против предрасположенной к терроризму страны, видимо, вышла из моды благодаря американскому вторжению в Ирак 2003 год.
Однако сейчас Конгресс подталкивает Обаму к шагам, которые легко интерпретировать как акт агрессии против Ирана в ответ на его ядерные амбиции.
Палата представителей и Сенат торопятся принять законопроект об американских санкциях против поставок бензина Исламской республике Иран. Теоретически эта мера всего лишь накажет американские и иностранные компании, экспортирующие продукты перегонки нефти в Иран, в котором не хватает нефтеперерабатывающих заводов, несмотря на то, что он является крупным экспортером нефти.
Однако есть одна серьезная проблема: единственный способ реально ввести против иранской экономики столь суровые санкции – это морская блокада в исполнении Америки, что по международному праву считалось бы актом агрессии.
В эти дни иранский режим ясно дал понять, что он готов бороться с такой блокадой, если дело до этого дойдет. 22 апреля иранский Корпус стражей Исламской революции начал пятидневные морские сухопутные и воздушные учения в Персидском и Оманском заливах. Маневры могут охватить и Ормузский пролив - охраняемый американским флотом водный путь, по которому гигантские танкеры везут одну пятую потребляемой миром нефти.
Имеет смысл вспомнить исторические примеры: именно запрет на экспорт нефти в имперскую Японию в ответ на ее вторжение в Китай привел к нападению на Перл-Харбор. А морская блокада Кубы, предпринятая США в 1962 году едва не закончилась ядерной войной с Советским Союзом.
22 апреля Палата представителей огромным большинством голосов (403 против 11) решила установить 28 мая в качестве крайнего срока для достижения согласия с Сенатом по вопросу о бензиновых санкциях. Сенаторы в свою очередь также все меньше готовы мириться с медлительной и зачастую нерешительной иранской политикой Обамы.
«Мы слишком долго полагались на дипломатию, - заявил лидер сенатского большинства Гарри Рейд (Harry Reid). – Иран – гнойная язва на теле мира».
Возможно, г-н Обама сумеет не позволить Конгрессу удушить иранскую экономику санкциями на импорт бензина. Однако многое зависит от того, согласятся ли такие страны, как Китай, Россия и даже Германия поддержать санкции другого типа, в большей степени нацеленные против верхушки режима, в частности против КСИР и связанных с ним компаний. Самые жесткие из предложенных Обамой санкций фокусируются на доступе Ирана к банковским услугам, страхованию и кредиту. Белый дом надеется, что Совет безопасности ООН до начала мая согласится на введение новых мер.
С 2006 года США неоднократно удавалось убедить Совет безопасности усиливать давление на Иран, который, впрочем, по-прежнему не обращает внимания на призывы открыть свою секретную ядерную программу для международных инспекций. Особенно беспокоит Запад стремление Ирана обогащать уран до оружейного уровня.
Важную роль играет сотрудничество Китая. Недавно он намекнул, что готов поддержать некоторые из предложенных Обамой санкций. Этому способствуют и поступившие от арабских экспортеров нефти предложения компенсировать Пекину возможную потерю иранского экспорта. Еще одним знаком поддержки со стороны Китая стал в прошлом месяце визит кораблей китайского флота в Объединенные Арабские Эмираты.
Кроме того, сохраняется угроза воздушного удара Израиля по ядерным объектам Ирана. Израиль уже наносил удар по иракскому реактору в 1981 году и по сирийскому в 2007 году.
США выступает против подобных действий со стороны Израиля, которые могли бы привести к эскалации конфликта на Ближнем Востоке с сомнительным исходом. Однако ряд экспертов полагает, что США будет непросто сдержать Израиль, если эта страна решит атаковать Иран до ноябрьских выборов в США, так как Израиль обладает хорошей поддержкой в Конгрессе.
Между тем, американским законодателям следовало бы иметь в виду, что любые односторонние санкции США против импорта бензина в Иран могут привести к морскому противостоянию. Такие меры следует принимать только при наличии максимально широкой международной поддержки, и только если Иран будет близок к созданию ядерного оружия, что дестабилизировало бы обстановку в регионе. Когда президент Джордж Буш приказывал вторгнуться в Ирак, данные условия не были выполнены, и это отрицательно сказалось на наших военных усилиях.
Решение о превентивной войне, даже если она ограничивается морской блокадой, не должно приниматься легко.