В условиях нарастующей неудовлетворенности по поводу налогообложения и банковских проблем, небольшое, но растущее число американцев, живущих за рубежом, делает важный шаг, отказываясь от своего гражданства.
«Последние два года мы наблюдаем значительные перемены в умонастроениях сообщества американцев, живущих за рубежом, - говорит Джеки Баньон (Jackie Bugnion), директор базирующейся в Женеве группы поддержки «Американские граждане за рубежом» (American Citizens Abroad). – Раньше никто не смел даже упомянуть в разговоре с другими американцами, что они даже просто думают об отказе от американского гражданства. Теперь же это открыто обсуждаемый вопрос».
По информации правительственного издания The Federal Register, в котором ведется учет подобных решений, в четвертом квартале 2009 года 502 живущих за рубежом американца отказались от своего американского гражданства или вида на постоянное жительство. Это ничтожный процент от общего числа в 5,2 миллиона американцев, проживающих, по оценкам Госдепартамента, за рубежом.
Тем не менее, 502 человека – это крупнейший квартальный показатель за многие годы, более чем в два раза превышающий цифры за весь 2008 год, и он выглядит угрожающим, учитывая насколько мучительным может быть подобное решение. В 2008 году было зарегистрировано 235 отказов от гражданства, а в прошлом году – 743. Период ожидания для встречи с работниками консульства для оформления отказа от гражданства вырос.
По рассказам, основной причиной роста подобных заявлений стало чувство глубокой неудовлетворенности по поводу налогов и банковских проблем, а не политические соображения. Адвокат экспатов говорят, что по мере того, как американцам становится все сложнее жить и работать за рубежом, американским компаниям станет все сложнее конкурировать.
Американцы, живущие за рубежом, уже давно жалуются на то, что Соединенные Штаты являются единственной промышленно развитой страной, собирающей налоги с доходов своих граждан, заработанных за рубежом, даже если они уже платят налоги в стране проживания. Им разрешается, однако, исключать из налоговой декларации первые 91,4 тысячи долларов, заработанные за рубежом.
Живущая и работающая в Швейцарии женщина, занимающая высокую руководящую должность и согласившаяся прокомментировать ситуацию на условиях анонимности, сказала, что принимала решение 10 лет. Она жила за рубежом долгие годы, но хранила приятные воспоминания службы в морской пехоте США.
Однако наличие двойного налогообложения – и будущих налоговых обязательств для ее детей, у которых не будет при этом особой возможности пользоваться американским обеспечением – наконец заставили ее отказаться от гражданства, сказала она.
«Я тепло вспоминаю о своей службе в морской пехоте, а США - по-прежнему великая страна, - сказала она. – Однако я живу здесь 20 лет, и когда я вынуждена платить и подавать свои налоговые декларации, видя как граждане других стран этого не делают, я считаю, что это ужасно несправедливо».
«Это налоги без представительства», - добавила она.
Новый строгий банковский регламент – нацеленный на борьбу с уклонением от налогов и, в рамках Закона о борьбе с терроризмом в США, на предотвращение финансирования террористических групп – непреднамеренно осложнил для американцев, живущих за рубежом, поддержание банковских счетов в Соединенных Штатах, а иногда и за рубежом.
Некоторые американские банки закрыли счета живущих за рубежом американцев из-за сложностей с подтверждением того, что их владельцы по-прежнему имеют адрес в США, как того требует Закон о борьбе с терроризмом.
«Похоже, что новые антитеррористические правила возымели непредусмотренные последствия», - написал в Министерство финансов США Дэниел Флинн, живущий в Бельгии. Его письмо было процитировано в Конгрессе США.
«Я родился в Сан-Франциско в 1939 году, служил моей стране, будучи армейским офицером, с 1961 по 1963 год, платил подоходный налог 57 лет, с 1952 года, постоянно поддерживал статус постоянного проживания для участия в федеральных выборах и у меня есть действующий американский паспорт».
Г-н Флинн имел открытый счет в американском банке в течение 44 лет. Однако, как он написал, «они сказали, что новые антитеррористические правила потребовали от них закрыть наш счет, так как мы проживаем за пределами США».
Кэтлин Риттенхауз, живущая в Канаде, написала, что столкнулась со схожей проблемой: «Я не знала, что Закон о борьбе с терроризмом поместил меня в ту же категорию, что и террористы, торговцы оружием и лица, занимающиеся отмыванием денег».
Энди Сандберг, еще один директор организации «Американские граждане за рубежом», говорит: «Закрытие наших счетов для этих банков – это акт предусмотрительной самозащиты». Однако результатом этого стало то, что экспаты превратились в «проблемных граждан».
Группа американских законодателей Americans Abroad Caucus, возглавляемая конгрессвуман Кэролин Малони (Carolyn B. Maloney), демократом из Нью-Йорка, и конгрессменом Джо Уилсоном (Joe Wilson), республиканцем из Южной Каролины, много раз обращалась по этому вопросу к Министерству финансов США.
В ответ министр финансов Тимоти Гейтнер написал 24 февраля г-же Малони, что «в финансовых законах и регламентах США нет ничего, что должно помешать живущим за рубежом американцам иметь доступ к услугам финансового сектора в Соединенных Штатах».
Однако сотрудники министерства замечают, что банки могут игнорировать этот совет.
«Тот факт, что американцам, живущим за рубежом, отказывают в банковских услугах американских и, все чаще, иностранных банков, неприемлем», - написала г-жа Малони в письме, адресованном руководителям Комитета Конгресса по финансовым услугам. В письме содержался запрос на проведение слушаний, посвященных этому вопросу.
Присоединяясь к ее запросу, г-н Уилсон добавил, что просьбы от помощи со стороны экспатов «продолжают поступать с поразительной скоростью».
Отказаться от гражданство довольно легко. Человек должен встретиться с американским консулом или чиновником дипломатического ведомства и подписать отказ. Отказ от гражданства не освобождает человек от старых счетов на уплату налогов или военных обязательств.
Представители живущих за рубежом американцев опасаются, что теперь отказы станут происходить все чаще.
«Это грустная развязка, - говорит г-жа Баньон, - но лично мне кажется, что сейчас мы видим только вершину айсберга».