«Перезагрузка» отношений с Россией, проведенная администрацией Обамы, не изменила привычки Москвы уклоняться от ответственности за преступления, которые режим совершает в стране и за рубежом. Режим Владимира Путина соперничает с режимами Ирана и Сирии по числу убийств и актов терроризма за пределами своих границ. Он убивал людей в Лондоне, Вене, Дубаи; а также преследовал и конфисковывал компании с западными собственниками или акционерами. Ни разу он не признал свою ответственность. Российские убийцы, которым предъявляли обвинения иностранная полиция и прокуратура, нахально заседают в российском парламенте.
Поэтому Госдепартаменту следовало бы прислушаться к рекомендациям сенатора–демократа от штата Мэриленд Бенджамина Кардина (Benjamin Cardin), который на этой неделе предложил лишить американских виз 60 российских чиновников, причастных к особенно шокирующей серии преступлений. Речь идет о деле родившегося в Америке инвестора Уильяма Браудера (William F. Browder), который был изгнан из России без соблюдения должной процедуры и даже без официального объяснения причин. После этого, созданные им в России холдинговые компании были захвачены группой сотрудников милиции и спецслужб и использованы для того, чтобы мошенническим путем потребовать от российского государства возврата налогов на сумму в 230 миллионов долларов.
Когда нанятый г-ном Браудером молодой российский юрист Сергей Магнитский попытался разоблачить это мошенничество, он был арестован причастными к преступлению чиновниками, брошен без суда в одну из худших тюрем России, подвергнут пыткам и лишен медицинской помощи. Таким образом преступники пытались заставить его отказаться от обвинений. В прошлом ноябре он умер в тюремной больнице. Его смерть вызвала в России недолгую шумиху, и президент Дмитрий Медведев, стремившийся к имиджу реформатора, пообещал разобраться в случившемся.
В итоге Медведев добился немногого. Были уволены несколько сотрудников тюремной системы, было изменено законодательство: лиц, обвиняющихся в уклонении от налогов (в котором обвиняли г-на Магнитского), было запрещено сажать в тюрьму. Однако уголовных обвинений никому предъявлено не было, и высшие чиновники, осуществлявшие или покрывавшие воровство, а впоследствии и издевательства над г-ном Магнитским, остались в неприкосновенности. По словам г-на Кардина, в их числе «высокопоставленные сотрудники российских Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Генеральной прокуратуры, Федеральной налоговой службы, Федеральной тюремной службы, а также судьи российских судов».
В своем письме госсекретарю США Хиллари Клинтон г-н Кардин, сопредседатель Хельсинкской комиссии США, указывает на то, что президентский указ от 2004 года запрещает въезд в Соединенные Штаты коррумпированным иностранным чиновникам и членам их семей и обязывает Госдепартамент принимать против них меры. Лишив виз 60 чиновников и их семьи, администрация Обамы могла бы дать Москве понять: «перезагрузка» не означает безнаказанность.