Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В чем прав иранский диктатор

© REUTERS/Chip East Конференция по ДНЯО в штаб-квартире ООН. Выступление Ахмадинежада
Конференция по ДНЯО в штаб-квартире ООН. Выступление Ахмадинежада
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ну, хорошо. Ну да, он мошеннически избранный мегаломан, стоящий во главе авторитарного режима, мучающего свой собственный народ и угрожающего мировой безопасности. Тем не менее, иногда он говорит очень правильные вещи.

Ну, хорошо. Ну да, он мошеннически избранный мегаломан, стоящий во главе авторитарного режима, мучающего свой собственный народ и угрожающего мировой безопасности. Тем не менее, иногда он говорит очень правильные вещи.

Махмуд Ахмадинежад приехал в Нью-Йорк в понедельник, чтобы принять участие в конференции, которая проходит каждые пять лет для пересмотра Договора о нераспространении ядерного оружия. Этот договор является основным механизмом, с помощью которого государства, имеющие ядерное оружие, пытаются предотвратить разработку или приобретение ядерного оружия государствами, у которых его нет. Конференция этого года проходит вслед за историческим саммитом по ядерной безопасности, проведенным президентом Бараком Обамой в прошлом месяце. Присутствовавшие на этом саммите мировые лидеры обсуждали способы обезопасить ядерное топливо и снизить угрозу ядерного терроризма. По очевидным причинам Иран на саммит не пригласили. Однако будучи подписантом Договора о нераспространении ядерного оружия, Иран имеет право не только принимать участие в проходящей раз в пять лет конференции, но и обращаться к почти 189 другим подписантам Договора, собравшимся в ООН.

Как обычно, Ахмадинежад извлек максимальную выгоду из этой возможности, использовав свой момент на международной сцене, чтобы подвергнуть мировой орган суровой критике за его бесполезность и лицемерие в связи с проблемой распространения ядерного оружия.

Говорите о нем, что угодно, но вы должны признать – человек умеет толкать речи. Мировая притягательность Ахмадинежада – и причина, по которой он так любит посещать подобного рода международные собрания – частично основана на том, что обычно он – единственный человек в помещении, говорящий то, что все остальные только думают. И в этом и состоит скрытая гениальность взъерошенного диктатора из Ирана. Почти всегда то, что он говорит – начиная с критики внешней политики США и заканчивая обличением ООН (что также очень любят делать лидеры Израиля) – не только очень популярно… оно верно.

Давайте взглянем на сегодняшнюю речь, например:

«Ядерное разоружение и нераспространение не стали реальностью, и МАГАТЭ не смогло выполнить свой мандат».

Так и есть. Договор о нераспространении ядерного оружия полностью провалился в роли инструмента нераспространения, не только потому, что не смог помешать таким странам, как Северная Корея, Израиль, Пакистан и Индия разработать ядерное оружие, но и потому что он основан на ошибочной предпосылке о том, что никому, кроме пяти постоянных членов Совета безопасности ООН нельзя позволять разрабатывать, испытывать и иметь ядерное оружие. Это, возможно, было разумно в 1950-х и 1960-х, когда основные принципы режима нераспространения были впервые определены. Но в 2010 году, когда любой кандидат физических наук имеет знания, необходимые для создания ядерного устройства, это просто нельзя назвать логичным решением проблемы распространения ядерного оружия.

«Производство, накопление и качественное улучшение ядерного оружия в данной стране являлись наилучшим оправданием для других стран разрабатывать свои собственные арсеналы – и эта тенденция продолжается последние 40 лет в нарушение обязательств, озвученных в Договоре».

И снова он прав. Сама идея сдерживания является проблематичной, потому что без Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (который Сенат США отказался ратифицировать) вооруженные ядерным оружием страны вынуждены постоянно модернизировать и улучшать свои арсеналы, чтобы не отставать друг от друга. Я бы даже сказал, что именно приверженность ядерному сдерживанию больше, чем что либо еще, способствовала эскалации гонки вооружений. Посмотрите на недавно опубликованную Ядерную стратегию президента Обамы, которая, хотя и запрещает разработку новых вооружений, тем не менее призывает к тактическому и качественному улучшению имеющегося американского арсенала. Как, по мнению Обамы, должны ответить Китай и Россия на решение Америки улучшить смертельность и разрушительное действие своего арсенала?

«Не было разработано никакого эффективного механизма для борьбы с реальной угрозой ядерного оружия, что должно было стать самой важной миссией МАГАТЭ. Все усилия по этому поводу были ограничены разговорами, не имеющими никакой обязательной силы и эффективности».

Совершенно верно. Ахмадинежад указывает на то, что МАГАТЭ давило на государства, не имеющие ядерного оружия, чтобы они отказались от своих ядерных амбиций, в то время как у ядерных государств был полный иммунитет, позволяющий им разрабатывать и постоянно улучшать свои арсеналы. И это несмотря на тот факт, что Договор определенно требует, чтобы изначальные пять ядерных государств согласились предпринять конкретные шаги к полному разоружению. И, кстати, как там это самое разоружение?

«Прекращение любого ядерного сотрудничества с государствами, не подписавшими Договор, и принятие карательных мер против всех государств, продолжающих свое сотрудничество с подобными странами».


В яблочко! Статья 1 Договора о нераспространении ядерного оружия открыто запрещает ядерным государствам напрямую или косвенно помогать разработке ядерного оружия странами, не подписавшими Договор. Кому-нибудь следовало напомнить об этом факте Сенату США до того, как сенаторы с энтузиазмом санкционировали многомиллиардную ядерную сделку с Индией, в которой не проводится никакого разграничения между гражданской и военной ядерной программой страны. Что мешает России или Китаю подписать схожую сделку с Ираном или Сирией?

«[Иран призывает к] немедленному и безусловному выполнению резолюции, принятой на конференции 1995 года относительно учреждения на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия».

Иронично? Конечно. Лицемерно? Несомненно. И, однако же, абсолютно и полностью верно. Давайте не забывать о том, что причина, по которой последний пересмотр Договора полностью провалился, во многом состоит в том, что Соединенные Штаты отказались поддержать свою собственную приверженность свободной от ядерного оружия зоне на Ближнем Востоке из-за еще большей приверженности по охране ядерного арсенала Израиля от международных проверок. Глупо думать, что мы можем сконцентрировать все свое внимание на ядерных амбициях Ирана, игнорируя другие ядерные государства в регионе – Израиль, Индию и Пакистан – которые получают миллиарды долларов из США, несмотря на свои незаконные программы по производству ядерного оружия. Иран хорошо выучил урок, который со временем открывают для себя все подростки: проще попросить прощение, чем разрешение.

Все утро обсуждение в ООН было посвящено тому, как Ахмадинежад воспользуется конференцией по пересмотру Договора, чтобы отвлечь внимание от ядерной программы Ирана и тем самым еще больше ослабить соглашение.

Мне не хочется этого признавать, но, слушая его речь, я не мог удержаться и не подумать о том, что Ахмадинежад, похоже, был единственным человеком на встрече, помнящим о том, что целью конференции является принятие мер против неотъемлемых недостатков Договора о нераспространении ядерного оружия, недостатков, которые, по иронии судьбы, позволили Ирану жульничать и врать два десятка лет, оставаясь подписантом соглашения. На самом деле, Ахмадинежад не только не сорвал конференцию, но и идеально обрисовал тезисы предстоящего месячного обсуждения в ООН.

Так пусть же начнутся дебаты.