С успешным принятием закона по реформе здравоохранения Барак Обама достиг своего самого большого успеха на сегодняшний день – который, к удивлению, имел бóльшие последствия за границей, чем дома. Президент США, руки которого в последние месяцы были связаны домашними заботами, а политическая власть прогрессивно подвергалась эрозии, неожиданно вернулся на мировую арену.
На этом фоне подписание нового договора с Россией по сокращению ядерных вооружений, глобальная инициатива по ядерному разоружению на вашингтонской конференции, а также появление нового единства с Россией и Китаем относительно дальнейших санкций против Ирана, демонстрируют восстановление свободы действий Обамы, а также его рабочей компетентности.
По мере развития новые приоритеты и цели американской внешней политики становятся все яснее. В их центре находится Иран и его ядерная программа. Мировое ядерное разоружение само по себе занимает центральное место в администрации Обамы, и, подобным образом, отношения США с Китаем и Россией также затрагивают многие другие ключевые интересы Америки. Но если вы посмотрите в перспективе, то становится очевидно, что внешняя политика США направлена на международную изоляцию Ирана посредством дипломатии.
Различные инициативы по ядерному разоружению направлены на достижение нового консенсуса по отказу от ядерного оружия, что, в свою очередь, изолирует Иран и окажет давление на его ядерную программу. Сотрудничество с Китаем и Россией служит, кроме других целей, той же задаче. Обама считает, что прогресс в процессе мирного урегулирования на Ближнем Востоке играет жизненно важную роль в отделении Ирана от «Арабской улицы», таким образом меняя региональный баланс силы к лучшему.
Таким образом, политика Обамы в отношении Ирана будет проверкой того, сможет ли США, как мировая сверхдержава, более успешно защитить свои интересы, вернувшись к дипломатии и многосторонним отношениям, таким образом дистанцируя себя от агрессивного одностороннего подхода предыдущей администрации Буша. Как таковой, успех или провал американской политики в отношении Ирана станет испытанием самих многосторонних отношений.
Однако есть множество трудностей. Оценка перспективы удерживания Ирана от становления ядерной державой посредством санкций и дипломатической изоляции требует более близкого анализа ситуации в регионе между Индусской долиной и Средиземноморьем.
Америка ведет три войны в регионе: в Ираке и Афганистане, а также – что не стоит забывать! – «войну против террора» против Аль-Каеды и ее ответвлений, войну, которая близко связана с интересами и конфликтами внутри этого большого региона. Во время своего первого срока Обама должен завершить первые две войны – или хотя бы значительно сократить военные операции США – по причинам внутри страны, а также бюджетным проблемам, если он не хочет разрушить перспективы своего переизбрания на второй срок.
Обе войны не только гражданские, это также войны за региональное влияние. Войну в Афганистане нельзя будет разрешить военным путем, а только если этому будут способствовать стратегические интересы Пакистана и других региональных держав. Каждая договоренность с Талибаном означает восстановление доминирования Пакистана в Афганистане, по крайней мере, частично. Это, тем не менее, вступает в конфликт с целями американской «войны против террора». Кроме того, ни Индия, ни Иран просто не согласятся с подобным компромиссом.
В Ираке вопрос разделения власти между суннитами и шиитами не был решен или обеспечен институционально таким образом, чтобы это предотвратило возврат к гражданской войне, после того как большая часть войск США будет выведена в 2011 году. Другой важный фактор заключается в региональном соперничестве между Саудовской Аравией и Ираном относительно гегемонии в Персидском заливе. США во времена Джорджа Буша успешно дестабилизировали Ирак и увеличили влияние Ирана в заливе, и вопрос о том, сможет ли Ирак ‑ и какими средствами ‑ сохранить свою стабильность, остается открытым.
Что касается конфликта на Ближнем Востоке, то конфликтующие интересы администрации Биньямина Нетаньяху и американского правительства становятся очевидными. Перед Нетаньяху стоит выбор между утратой большинства в правительстве и председательства его партии «Ликуд» в случае принятия мирной инициативы Обамы или блокированием этой инициативы. Все склоняет к тому, чтобы принять второй вариант, который будет вести к застою и даже движению назад в попытках разрешить конфликт между Израилем и Палестиной.
Учитывая данную перспективу, мы не должны также забывать и глобальную ситуацию. Сегодня, после мирового финансового и экономического кризиса (и в отличие от 2001 года), США значительно ослаблены. Кроме того, новые сверхдержавы со своими интересами – а именно, Китай и Индия – также вышли на международную арену.
Без поддержки Китая и Индии американская политика на Ближнем Востоке больше не может быть успешной, однако эта поддержка, скорее всего, будет неопределенной – если вообще будет. Успех американской политики в этом регионе очень незначительно связан с интересами Пекина и Нью-Дели, а Европа также не хочет и не может оказывать значительной поддержки.
В этом запутанном клубке региональных войн, кризисов и конфликтов, ядерные амбиции Ирана выглядят, как часовая бомба – и в регионе накапливается большое количество нового динамита. Если администрация Обамы не достигнет успеха в остановке Ирана на пороге становления ядерной державой мирными средствами, то вспыхнет горячая конфронтация. Трудно поверить в то, что Нетаньяху, из всех премьер-министров Израиля, станет тем единственным, кто лениво будет наблюдать, как Иран входит в клуб ядерных государств.
Это не очень хорошо для Обамы и его политики на Ближнем Востоке. Однако если он достигнет успеха в разрядке ситуации в этом регионе, то он будет более чем достоин своей Нобелевской премии. В любом случае, он заслуживает всевозможной поддержки.