Священнослужители, интеллектуалы и деятели культуры призывают: давайте 9 мая пойдем на кладбища, где похоронены советские солдаты, и зажжем свечи на их могилах. Давайте примиримся.
На рассеянных по Польше кладбищах покоятся несколько тысяч советских солдат. Они гибли в 1944 и 1945 годах, они шли на Берлин "за родину". Они сражались с немцами, подгоняемые не только приказами, но и чувством несправедливости: отомстить за убитые семьи, сожженные деревни, уничтоженные города.
Необученные, посылаемые в отчаянные акции – они гибли тысячами. Больше всего, почти 32 тысячи, покоится в Бранево (Braniewo). 22 тысячи – в Варшаве на кладбище при улице Жвирки и Вигуры. 11 тысяч похоронено в городе Бельско-Бяла (Bielsko-Biala), 8 тысяч во Вроцлаве.
Их родственники продолжают приезжать, чтобы поклониться могиле брата или отца, но обычно там не найдешь свежих цветов и зажженных свечей. Забота поляков о погибших россиянах заканчивается на выделении нескольких миллионов злотых из государственного бюджета на ремонт соцреалистических памятников.
Мы черствы к этим кладбищам. Мы думаем: раз СССР 44 года держал Польшу под пятой, то советский солдат – это никакой не освободитель, а оккупант. Он принес на своих штыках коммунизм, а потом остался на нашей земле. Зачем заботиться о его памяти?
− Потому что большинство из них – это были простые ребята, которые шли на Берлин, мечтая о свободе, а не о сталинских идеалах. Это не могилы врагов, это могилы людей, которые принесли нам свободу. Неужели мы не способны понять трагедию солдат, их крови, боли? − говорит люблинский митрополит, архиепископ Юзеф Жичиньский (Józef Życiński).
Тронутый солидарностью россиян после катастрофы президентского самолета, неделю тому назад он призвал к 65-ой годовщине окончания Второй мировой войны привести в порядок советские кладбища. Это был бы "знак памяти и чуткости" и символ польско-российского примирения.
Это вызвало лавину. "Это прекрасная идея", − сказал Тадеуш Мазовецкий (Tadeusz Mazowiecki). К созданному несколькими молодыми поляками профилю в сервисе Facebook присоединяются люди, которые хотят организовать 9 мая акцию в своих городах. Размещенное в Интернете письмо о примирении подписали несколько десятков деятелей культуры, ученых, публицистов и политиков, в частности, Вислава Шимборска (Wisława Szymborska) (поэтесса – прим. пер) и Мария Янион (Maria Janion) (литературовед – прим. пер).
"После смоленской катастрофы 10 апреля 2010 года русский народ оказал полякам свою искреннюю поддержку и солидарность. Сострадание россиян, готовность оказать помощь и желание начать диалог о трагических событиях нашей общей истории дают надежду на улучшение двусторонних отношений.
В знак признательности за солидарность, оказанную россиянами, давайте зажжем памятные свечи на могилах советских солдат, на могилах русских людей и представителей других национальностей, павших вдали от родины, вдали от родных и близких. Мы не хотим релятивизма в истории. Мы лишь призываем, чтобы память обо всех трагически погибших стала залогом примирения Польши и России".
Фамилии всех тех, кто подписал заявление можно найти на странице www.9maja.pl
Анджей Вайда (Andrzej Wajda) специально для "Gazeta Wyborcza".
Я пойду на кладбище и зажгу свечу, потому что советские солдаты воевали за верное, в том числе и наше, дело. Нужно сделать все, чтобы примирить поляков и россиян. Особенно сейчас, когда россияне солидарны с нами в трагедии, но при этом раздаются голоса тех, кто хочет нас поссорить.
Плохие взаимоотношения поляков и россиян взялись от того, что несколько десятков лет нами управлял Советский Союз, а нам очень сложно отделить россиян от СССР и государственной системы.
Нужно наконец-то покончить с враждебностью и подозрительностью. Офицеров в Катыни убил Сталин и те, кто выполнял его приказы. Это преступление сталинского режима, а не простых россиян. Я бы очень не хотел, чтобы спустя несколько десятилетий после окончания войны на них продолжали возлагать ответственность за преступления коммунизма. Катынь должна перестать волочиться за нами, бросать тень на наши отношения.
Простые россияне стали жертвами коммунизма так же, как и мы, поляки. Я видел, сколько пришлось натерпеться от коммунистов моим русским друзьям − Андрею Тарковскому и Володе Высоцкому. Они подверглись таким мучениям, какие многим полякам сложно вообразить. В те чудовищные времена такая дружба, как моя с Высоцким, была надеждой на будущее – раз мы друг другу доверяем, раз мы вместе в самые тяжелые минуты, то и в будущем мы сделаем нечто исключительное, созидающее общность. Пришло время на это.