Собеседник «Жаманака» политтехнолог Армен Бадалян.
- Какие последствия может иметь приостановление ратификации армяно-турецких протоколов?
- Приостановление не привело к коренным изменениям, так как армяно-турецкие протоколы фактически висели в воздухе. Когда в начале марта протоколы внесли в Национальное Собрание Армении и так и не ратифицировали их, это уже фактически означало, что они приостановлены, просто президент Серж Саргсян де-юре заявил о том, что существовало де-факто. В конце концов, протоколы не отвергнуты и Армения не отказалась от своей подписи. Здесь главное было создать почву для PR-а, а автором этого PR-а является тот, кто инициировал приостановку процесса.
Думаю, всем понятно, что инициатором армяно-турецкого процесса не являются ни Серж Саргсян, ни правящая коалиция (имеется в виду правящая в Армении партийная коалиция, в которую входят Республиканская партия, партии «Баргавач Айастан» («Процветающая Армения») и «Оринац еркир» («Страна законности»), - прим. пер.). Это более глубокий геополитический процесс и та сторона, которая приостановила эти протоколы, хотела обеспечить PR звучность. Думаю, это было просто распоряжением России, точнее это был мессидж России, адресованный США, с тем, чтобы показать, что армяно-турецкий процесс далее будет под влиянием России и что в СНГ будет править только Россия, а отношения других стран со странами СНГ уже под контролем России. Это становится очевидным, так как в последнее время роль России в рамках СНГ возросла. Это показали и украинские выборы, и произошедшее в Киргизии, также сотрудничество Дмитрий Медведев - Виктор Янукович и т.д. Это означает, что усиление позиции Москвы и приостановление армяно-турецких протоколов лишь детали всей общей политики. С другой стороны думаю, что приостановление не имело антитурецкую направленность, так как с11 по 13 мая состоится визит президента России Дмитрия Медведева в Турцию. В Турции отлично понимают, что приостановление процесса ратификации идет не со стороны Сержа Саргсяна, а со стороны Москвы, а Медеведев никогда не пошел бы на антитурецкий шаг накануне своего визита. Я даже предполагаю, что все это было согласовано между Россией и Турцией.
- Какое влияние может это иметь на внутреннюю жизнь Армении?
- Вопрос именно в том, что внутриполитические процессы и их развитие на 90% зависят от внешнеполитических проблем, так как все понимают, что пока не решен нагорно-карабахский конфликт, с евро-американской стороны никакого давления на власти Армении по вопросам, касающимся демократизации страны, не будет. Госсекретарь США Хиллари Клинтон открытым текстом сказала - вопросом демократизации Армении займемся после решения нагорно-карабахского конфликта. И так как это был мессидж России, адресованный США, самое интересное заключается в следующем - каким будет ответный мессидж. Будет ли Госдеп или какой-нибудь американский чиновник сильно критиковать недемократичную внутриполитическую жизнь в Армении, поднимет ли вопрос о политзаключенных, о правах человека и об ограничении свободы слова СМИ? То есть, сейчас очередь за США - сделать шаг, и нужно ждать, чтобы увидеть – последуют ли такие шаги? Исходя из этого, политические силы Армении должны следить - почему Москва своим мессиджем дала понять Вашингтону, чтобы тот оставался в стороне от армяно-турецкого процесса и какие развития имеют место в российско-турецких отношениях? Причем, следует быть внимательным и в отношении нагорно-карабахского конфликта, так как если аряно-турецкий процесс приостанавливается, то это повлияет и на вопрос нагорно-карабахского конфликта. Может, процесс приостановили для того, чтобы в случае неких успехов в нагорно-карабахском конфликте не создавалось впечатление, что Армения здесь идет на уступки для того, чтобы протоколы были ратифицированы. Сейчас легче достичь успехов в нагорно-карабахском конфликте, чем в подписании какого-то документа, так как Турция больше не имеет влияние на это.
- Можем ли мы сказать, что президент Армении Серж Саргсян заранее знал, что Турция будет ставить предусловия и поэтому начал этот процесс, в результате чего достиг международного поощрения? Это было с его стороны технологией, политическим расчетом или чем-то другим?
- Армяно-турецкий процесс не завершился, для того чтобы с точностью сказать - чего Серж Саргсян достиг в результате, особенно если учесть и то, что мы не знаем как на приостановление будет реагировать США. С другой стороны, армяно-турецкий процесс инициировал не Серж Саргсян, чтобы думать, что он пошел на это с той или другой целью. Просто ему сказали, что он должен сделать такой шаг, и он сделал. Проблема в том, что в Армении все думают, что это инициатива Армении, в реальности же Серж Саргсян просто извлекал выгоды из процесса, с которым он связан настолько, насколько Армения имела место в этом процессе. То есть, можно сказать, что Серж Саргсян все это инициировал для того, чтобы хотя бы на время достичь внешней поддержки.
- Может ли этот шаг Сержа Саргсяна привести к недовольству Запада, в результате чего он лишится внешней поддержки во внутриполитических вопросах?
-Это действительно возможно, но нужно сначала понять, о чем договорились США и Россия и договорились ли вообще, или Россия самостоятельно приняла свои решения. Конечно, США попытаются снова взять под свой контроль армяно-турецкий вопрос, так как они отлично понимают, что если Россия возмет процесс в свои руки, США полностью удалится от СНГ. Причем, эта игра в очередной раз доказывает, что это внешний процесс, а Армения просто сидит в маршрутном такси, который ведут другие шоферы.
- Что, в этих условиях, должна делать оппозиция?
- Роль армянской оппозоции заключается в том, что она должна усилить связи с Россией и с разными российскими политическими партиями. Приостановление армяно-турецкого процесса должно служить внутриполитическим мессиджем, адресованным политикам Армении и говорящим о том, что роль России укрепляется и что следует еще более усилить связи с российскими институциональными центрами. Нельзя игнорировать этот мессидж. Например, партия Армянское Общенациональное Движение (АОД), которая является частью оппозиционного Армянского Национального Конгресса, сотрудничает с какой-то европейской партией и довольно активно движется по этому направлению, но из этого мессдижа они должны понять, что с той же интенсивностью следует сотрудничать с российскими партиями.
- Оппозиция Армении говорила, что Серж Саргсян или отвергнет процесс, или подаст в отставку. Теперь он частично отвернулся от процесса, но не потерял внешнее содействие, более того, отвернулся по внешнему указанию. Что это означает?
- Действительно, все это случилось следуя внешнему указанию, но нужно уточнить – по указанию кого - России или США? Наверное, оппозиция имела ввиду, что Серж Саргсян лишится содействия Запада, все это уточнится через короткое время. Если США сделают жесткое заявление, значит США с Россией не пришли к общему итогу и, естественно, США попытаются этот процесс взять под свое влияние. В этом случае возможно, что Серж Саргсян лишится поддержки Запада. Но лишаясь этого, он однозначно получит поддержку российской стороны, и компенсируя одну потерю за счет другого, сохранит свою власть. По-моему, Серж Саргсян не подаст в отставку, так как внешние силы не позволят этого. Причем, в этом случае этого не позволят ни Россия, ни Запад, так как он отличный кандидат для внешнего мира. Он с легкостью идет на договоренности с ними, поэтому вопрос об отставке можно считать закрытым.
- Удобное ли сейчас время для того, чтобы оппозиция достигла изменений во внутренней жизни страны?
- Трудно ответить на этот вопрос, так как это зависит от той работы с европейскими центрами, которую будет вести Армянский Национальный Конгресс и от того, как эти европейские центры будут реагировать на PR акцию Сержа Саргсяна. Если они отнесутся к этому негативно, тогда Армянский Национальный Конгресс, работая с ними, может эту негативную реакцию использовать для давления на власти Армении, а если не последует негативного отношения, если все это будет согласовано между ними, тогда это затруднит положение армянской оппозиции. Дело в том, что если в других странах внешняя политика следует внутренней, то у нас совсем наоборот, внутреняя политика продолжает внешнюю. Поэтому я и сказал, что если США почувствуют, что процесс выходит из под их контроля, Вашингтон с легкостью может использовать внутренние проблемы Армении, чтобы надавить на армянскую власть. В этом контексте Армянский Национальный Конгресс должен работать и по американскому, и по европейскому, и по российскому направлению, чтобы реализовать реформы в Армении. Это трудная задача, но единственный вариант для того, чтобы достичь успеха.
Перевод: Гамлет Матевосян